О трилогии Кружевная душа Пиголициной Ф. В

Тамара Бушуева
 

 



                «….платья
                Бального пустая пена
                В пыльном зеркале...»
                Марина Цветаева.

Недавно мне, в качестве подарка, привезли из Полотняного Завода книгу  Фаины Пиголициной  «Кружевная душа». Не трудно понять, что это произведение о Наталье Николаевне Гончаровой - Пушкиной - Ланской. В дальнейшем я буду её называть для краткости НН.
   Книга включает в себя три романа. 1.Дева Наталья. 2. Погибельное счастье.
3. … теперь Ланская.
Как утверждает автор, это документально-художественное описание жизни НН. И это, похоже, так. В романе много диалогов, прямой речи, т.е. художественного вымысла, много и цитирования писем героев романа. Книга читалась бы легко и интересно, не смотря на некоторые ляпы, если бы не болела моя душа за Александра Сергеевича. Конечно, Александр Сергеевич сам выбрал себе жену и вместе с ней свою судьбу. НН вышла замуж за уже тогда известного Поэта, (первого за неё посватавшегося), желая уехать из провинции, от жесткой опеки матери. Для меня однозначно, что НН не любила Поэта, но, к огромному сожалению, она и не осознавала, какой гений был рядом с ней 6 лет. Не случайно при переезде в Санкт – Петербург НН взяла с собой старших сестер, проявив при этом настойчивость, т.к. Пушкин был против. Это усугубило и без того его сложное материальное положение  и придало душевный дискомфорт. НН не хоронила мужа, не была и на панихиде в Спасо -  Конюшенной церкви, но проявила себя довольно цепкой, когда « будучи не в себе», сумела изъять из опечатанного архива свои письма.
Я бы не стала ничего писать ни об НН, ни об авторе этой книги, если бы не последний абзац романа. Привожу его полностью:"И я обращаюсь словами поэта:

- Клеветники России, может, надо прекратить хулить эту прекрасную женщину хотя бы к двухсотлетию со дня её рождения. А,ведь, даже день памяти Пушкина постоянно отмечается в прессе клеветой и грязью в адрес Натальи Николаевны. И не понимаете вы, что обливая грязью жену Пушкина, вы топчете и поэта. А он считал её чистейшей прелести чистейшим образцом, душу её любил больше её прекрасного лица, и называл её "душа моя", умница.

Это обращение, пожалуй, конкретно ко мне. Но почему клеветникам России? Батюшки мои, сколько пафоса на ровном месте! Где, когда и причем здесь Россия? Или НН и есть Россия? Большей несуразицы  я не видела. Уверена, что НН виновата перед Россией. В гибели  Пушкина много причин  и факторов, но именно она, по моему мнению, выступила в роли спускового курка. У меня к ней много претензий, главная из них: она, как первая правопреемница Пушкинского наследия не сумела  сберечь для потомков бесценные Пушкинские архивы. Как детектив, порой даже триллер читаешь, как собирал Пушкинский Дом и другие музеи России автографы Поэта. К большому сожалению, собрать удалось далеко не всё. До сих пор Пушкинские автографы всплывают в разных странах, не исключаю, что часть их безвозвратно утеряна. Печально знать, что внуки и правнуки Александра Сергеевича воевали в разных окопах во время 1и2 мировых войн. И ещё одно: НН не оставила для потомков никаких воспоминаний о Пушкине. Они были бы очень нам интересны. Здесь на ум сразу приходит другая женщина, жена Фёдора Ивановича Достоевского Анна Григорьевна Сниткина. Её жизнь и судьба ещё тяжелее, но она оставалась опорой своему мужу до конца, хотя тоже была молода. На её долю выпали и нужда, и смерть детей, и тяжелейший недуг Фёдора Ивановича.  Анна Григорьевна после смерти Достоевского опубликовала всё, что он не успел сделать при жизни. Оставшись вдовой в 33 года, Анна Григорьевна больше замуж не выходила, а посвятила всю дальнейшую жизнь семье и продвижению литературного наследия мужа.  Привела в порядок и опубликовала свои дневники  и написанные позже воспоминания.

Ещё скажу об одной, на мой взгляд, нелепице. Это уже не о книге.
Я была несколько раз в Александро-Невской Лавре в Санкт - Петербурге. Видела могилу НН. Она захоронена рядом со своим мужем Петром Петровичем Ланским и в кругу других своих родственников. Лежат супруги, никого не трогают. Но кому-то пришла в голову идея дополнить памятник табличкой, что это жена Пушкина. Если так уж хочется подробностей, то уместно было бы написать « в первом браке жена Пушкина». Но не следовало бы, на мой взгляд,  делать и этого. Кто любит и знает Пушкина в этих подробностях не нуждается, а остальным всё равно. Если бы это была жена Пушкина, то лежала бы она на Псковской земле у Святогорского монастыря, возле  своего мужа.
Заканчиваю эссе своим  много лет назад написанным стихом о НН. Он есть на  моей странице Стихи.ру в рубрике " Мой Пушкин"