Яматомистика, или Открытое Письмо Японцам

Глеб Маринов Тегма
   1

   Это было, когда - в ожидании Будды Майтрейи* -
   двадцать девять земных тысяч лун миновало
   и мелькнуло еще девятьсот двадцать восемь.
   Это было весною, в начале цветенья,
   я услышал: глубины Великого Океана
   возмутившись наслали большую цунами
   на восточный берег страны Ямато.
   Еще в памяти жив был Мальдивский ужас,
   триста тысяч убитых морской волною;
   а глубины земные Идзу Бонина
   потрясли на Хонсю городища японцев.
   Фукусима... В те дни это имя селенья
   в новостях мировых повторялось часто,
   облетела весь мир по сетям-паутинкам
   весть о ядерном взрыве, не зримом глазу,
   на высоко мудрёной и сложной постройке,
   земнородным и свет и тепло приносящей,
   той, что "атомной электростанцией" кем-то
   названа была в недрах учёного мира
   и предъявлена как рукотворное чудо...

   2

   Я в те дни был встревожен. Мне в голову лезли
   строки мрачных стихов - или грозных пророчеств? -
   древнерусская речь Голубиной Книги,
   предрекающей то, что "приидет Суд Божий,
   загорится земля, вся земля поселенна
   со востока до запад, с полдён до полнощи..." -
   то есть "реки огня" будут... с Юго-Востока?
   
   И тогда, чтоб развеять тревожные мысли,
   я пытался сложить киндайси... Чем-то схожи,
   словно вольные волны единого моря,
   киндайси и былины...
                Слагал я посланье:
   "О Ямато! Страна восходящего солнца!
   Ты позволь по-соседски к тебе обратиться,
   я ведь тоже рождением островитянин
   и наверное мог бы родиться японцем.
   Полночь. Март. Спит посёлок морской Терийоки,
   или Зеленогорск, занимая к востоку
   градус двадцать девятый от Гринвич и сорок
   три минуты, а к северу - шестидесятый
   и двенадцать минут... В прежней Финской округе
   я не сплю; подо мною Гондвана-Пангея,
   как тут спать!.."
                Ах, тогда не сложилось посланья!
   Так почти тридцать лун (!) с той поры миновало,
   как задумался я о посланье японцам;
   но и в августе сотого года с начала
   той Великой войны киндайси не сложил я,
   хоть и несколько строк набросал этой вязи.

   3

   Ах, Опоньское царство! Мечта крепостная.
   В стародавние дни русаки землепашцы
   пуще жизни в раю воздыхали о землях
   без князей и бояр, без темниц и оброков;
   мужики высылали калик перехожих,
   и они возвратясь толковали о царстве,
   где тепло круглый год, где все ходят босыми,
   где зерно что яйцо, где злачёные шишки,
   где блаженный народ солнцеликих рахманов
   год как день проживает... О русские грёзы!
   Бегуны всех мастей, самосвяты, изгои,
   по какой-то нетутошней Правде тоскуя,
   шли на звон колокольный, а чей он - не знали,
   ждали гласа Христа, но безмолвствовал Будда.

   4

   Через сто двадцать лет после высадки Русских
   под началом Геннадия Невельского
   на неведомый остров - на том Сахалине
   появился на свет мальчуган кареглазый,
   нареченный в семье "Предоставленный Богу" -
   я, надкушенный плод, что царапает нёбо...
   Он был русский гуран, она - русская коми :
   Славный Ладом с Волною, отец мой и матерь,
   эти двое людей мне, тщедушной колючке,
   не одну только бренную плоть подарили,
   мне  я з ы к  подарили... Весь смысл человечий!
   Был крещён я в купели Охотского моря
   и, ветрами воспринятый, вышел пиитом;
   я смотрел на кораблик, сияющий в небе,
   на крупинку сверкающей соли, - и грезил:
   "мать-каланиха держит на брюхе младенца
   и плывёт на спине..."
                Ах, луна со звездою!


   5

   Ах, еще две луны... Этот маленький мальчик
   так стоит и поныне. И грезит. И плачет
   о покинутом береге бурного моря.
   И над бездной дрожит колокольчиком тонким
   память, тщетно катящая волны обратно.
   Что с того - сорок лун с той беды миновали
   или лун сорок пять!
                Разум всё исправляет.
   Человек может многое в тяжбе со смертью.
   Память, вспять перекатывай многие воды!
   О, хайдзин*, не печальтесь о сакуре бедной!
   Гонит снежные тучи арктический ветер,
   перелётные птицы на юг улетели,
   и опали цветы, и уснула природа,
   ей соткала зима свой покров погребальный...
   Что с того? Южный ветер опять возвратится,
   перелётные птицы на север примчатся,
   и цветы зацветут, и проснётся природа,
   и воскреснет весна... Это всё поправимо.
   Так о чём я грущу?
                О Банановой хатке*?
   О Плаще из соломы*? О Тысячах Листьев*?
   О Вороне, присевшей на голую ветку*?
   О богах? Может быть... Ведь никто в них не верит.
   О великие боги, простите Японцев!
   Знаю: Аматэрасу, владычица солнца,
   и, владыка луны, Цукуёми - Сусано,
   богу водных глубин, повеление дали
   наказать за невинную кровь идзанаки -
   кровь невинных дельфинов, морских человечков -
   этих алчных убийц, рыболовов двуногих.
   О великие боги, простите японцев!
   
   6

   А быть может, и вправду гигантский годжира*,
   подымаясь со дна, всколебал бездну моря?
   Или то были злые дела человечьи -
   испытанья оружия тайною властью?
   Или эта беда лишь одна объективность,
   ах, одна "объективность" природных законов,
   та, какую "субдукция" мы называем
   или проще - подвижкою материковой ?
   Нынче все мы умны... Так скажите, К о м у  же
   предъявить скорбный счёт наш?
                Единому Дао?
   Или нашей Земле, колыбели-купели,
   что с водою выплёскивает... и ребёнка?
   А Чернобыль - звезда, огорчившая воды -
   человечья ль вина, рок ли неотразимый?
   
   7

   О великие боги! Простите японцев!
   Люди-нэцкэ виновны... А  к т о  не виновен?
   И меня эти люди ничем не виновней,
   если я на железной спине черепахи
   бью кита и слонёнка в раба обращаю,
   если я, привязав на дельфина взрывчатку,
   шлю его уничтожить сородичей судно,
   если я эту землю и воду и воздух
   отравил и бездумно травить продолжаю...

   Если мост я над пропастью перерубаю, -
   рвётся ветер... Над бездной дрожит колокольчик.


                Август 2014 - Январь 2016


   --------------------------

   Примечания:

   *1) "В ожидании Будды" - по некоторым верованиям различных японских
   толков Буддизма, в частности, по воззрениям приверженцев Амида-
   Буддизма, "в конце времени должен явиться Будда-Майтрейя", свое-
   образный Мессия и Спаситель Человечества; известно, что Сиддхартха
   Сакьямуни, как лицо историческое, ушёл из жизни в 483 г. до н.э.;
   примерно в то же время ветхозаветный пророк Даниил получил свыше
   откровение о том, что "через 69 седьмин (то есть через 483 года)"
   произойдет Пришествие Сына Божия на Землю, что и произошло тогда,
   когда родился Иисус Христос; таким образом, современные японцы,
   исповедующие веру в Христа-Мессию, "не ждут" второго пришествия
   Будды, справедливо полагая Христа Воскресшего Спасителем мира ;

   *2) хайдзин (японское) - стихотворец, сочинитель хайку ;

   *3) "Банановая хатка" - имеется в виду мемориальный домик знаменитого
   стихотворца Мацуо Басё (1644-1694) в Осака ;

   *4) "Плащ из соломы" - перифраз названия сборника трёхстиший Басё
                "Соломенный плащ обезьяны" ;

   *5) "Тысячи Листьев" - перифраз названия средневековой японской
                антологии стихов "Мириады Листьев" ;

   *6) "О Вороне..." - намёк на знаменитые строки Басё:
                "На голой ветке
                Ворон сидит одиноко,
                Осенний вечер..." ;

   *7) "годжира", или "годзила" (японское + общемировое) - намёк на легенду
    о динозавре, который якобы является причиной стихийных катаклизмов
    в Тихом океане; легенда стала достоянием мировой массовой культуры
    благодаря японскому и американскому кино;

                Г.В.Маринов (с)