Разбор стихотворения. Практика написания стихов

Сергей Сметанин
Обычно стихотворения пишутся от начала к концу. Первая строфа задаёт ритм целому, поэтому желательно, чтобы она исключала слова, ударение которых допускает вариации, читалась мелодически однозначно. Можно пренебречь его смысловой и образной нагрузкой. Главное в лирическом произведении часто приберегается к финалу.

Вторую строфу надо писать с расчётом на то, что читатель уже освоил ритмику, настроен на образное восприятие. Хорошо, если она получится яркой и значимой, могущей глубоко заинтересовать. По тщательности метрической проработки она должна быть похожа на первую и должна исключать ритмические "вольности". 

Если стихотворение получится слишком большим, и потребуется сократить его, то легче всего это будет сделать, убрав первую, малозначимую строфу. Тогда начало прозвучит энергично, создав впечатление, что автор сразу уверенно раскрывает тему, берёт "быка за рога".

Хорошо, когда главный образ стихотворения повторяется дважды: в начале и конце стихотворения, а в середине расположен его слабый отзвук. Тогда вещь приобретает особую органичную цельность. Заключительная строфа производит впечатление небрежности, если она ритмически и мелодически уступает первой. Поэтому её необходимо обрабатывать почти так же тщательно. 

В удачном случае она бывает посвящена необычному повороту идеи, темы произведения. Автор волен выбрать что лучше: загадочная недоговорённость без яркой концовки или же вобравший всю силу сказанного мощный финал. Изредка бывает, что готовое стихотворение выигрывает от того, что последняя строфа просто отбрасывается.

Сергей Сметанин


Зной

(Называю вещи. Предо мной
Распростёрся необычный зной.)

Полдень. Вдоль дороги — плоский дым,
Словно кистью тонко прочертили.
На опушке ровный купол пыли,
Стадо волочится перед ним.

Ящерка застыла на камнях,
Зацепилась пальцами за грани,
И трава ещё сильнее вянет,
Отражаясь в выпуклых глазах.

Время словно спрятано в стволы
Сосен, что стоят у поворота,
И с необъяснимой неохотой
Вытекает каплями смолы.

Вся природа бредит желтизной,
И в чертах, дрожащих и неполных,
Как гигантский зреющий подсолнух
Наклонилось небо надо мной.

(Зной передо мной, как на столе:
Зной по всей земле, по всей земле...)


Сергей Сметанин