Жизнеописание бывшего подполковника авиации Ларина

Алексей Ларин 3
Жизнеописание бывшего учителя  и  подполковника авиации         Ларина Владимира Климовича, то есть  умершего отца Ларина Алексея Владимировича.

 

Ларин Владимир Климович родился 6.08.1940 г.  в посёлке шахты имени Кирова,  г. Новошахтинска,  Ростовской области. В семье был самый младший, семья состояла из мамы Агафьи Ильиничны, двух старших братьев Петра и Михаила, а также сестры Валентины. Ларина Агафья Ильинична и её  дети проживали в посёлке шахты имени Кирова,   г. Новошахтинска по адресу: ул. Линейная, д. 22.
Отец семьи Ларин Клим Иванович долго считался пропавшим без вести во время Великой Отечественной войны и только недавно выяснилось, что Ларин Клим Иванович, 1905 г. рождения, уроженец хутора Власово-Ют, призванный военным комиссариатом г. Новошахтинск, погиб 15.06.1942 г. Несколько лет назад в  г. Шахты подполковнику авиации  Ларину В. К.  подарили в военкомате Книгу Памяти, из которой он почти в конце жизненного пути узнал, что его отец Клим Иванович  не пропал без вести в войну, а был убит во время боя.   Место захоронения неизвестно, однако последнее письмо от Клима Ивановича его семья получила из-под Сталинграда. В эпоху Великой Отечественной войны вместе с Климом Ивановичем погибли пять его родных братьев.
 Брат Клима Ивановича, Тимофей Иванович Ларин был одним из трёх главных создателей легендарной боевой машины «Катюши», применение которой в ходе войны оказалось решающим обстоятельством, уничтожившим фашизм. Немцы во время боя страшно боялись русских «Катюш» и бежали от них. Ларин Тимофей Иванович с детства обладал уникальным конструкторским талантом, в его руках даже обычная с виду палка начинала стрелять по воспоминаниям родственников. Естественно, что такой талант оценили, он поступил в артиллерийское училище, а потом пригласили  для работы в РНИИ, где  в 1938 - 1941 годах И.И. Гвай, В.Н. Галковский, А.П. Павленко, А.С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. Р.С. М-13 и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны.  Тимофея Ивановича Ларина в процессе работы над «Катюшей» каждый месяц вызывал с докладом в Москву лично Сталин И. В. Однако Тимофей Иванович Ларин, как и пять его братьев, был убит  во время войны и поэтому почти вся слава создателя  «Катюши» досталась другим конструкторам . О погибшем Тимофее Ивановиче просто незаслуженно забыли, а после его смерти некому было замолвить слово об участии этого человека  в создании  «Катюши», без которой бы войну не выиграли.
Очень тяжело было жить семье Лариных в эпоху Великой Отечественной войны и после неё. Владимиру в эти годы помогли старшие братья и сестра, которые его кормили.
С 1946 по 1948 год после войны воцарился голод. Люди пухли и умирали от него. Выживали тем, что ели суп из лебеды. Когда мальчишки воровали в поле зёрна пшеницы, суровые объездчики догоняли их на лошадях и стегали кнутом. Были часто случаи, что голодных людей забивали до смерти. Семья Лариных выжила в жестоком 1947 году, потому что рядом с ними куда-то переехали жить соседи и оставили  бочку квашеной капусты. Агафье Ильиничне государство платило жалкие гроши за пропавшего без вести мужа, а если бы чиновники не скрыли факт гибели Клима Ивановича, то ей выплачивали бы не мизерное пособие, а вполне приличную пенсию. Чиновники новошахтинского  военкомата, призвавшего Клима Ивановича на  боевые действия,  ввели в заблуждение семью Лариных, поэтому все её члены очень жестоко страдали от голода после войны.
Постепенно жизнь после войны наладилась, людям начали раздавать по талонам хлеб и прочие продукты. Владимир Климович рос в очень тяжёлых социальных условиях.
Владимир Климович интересовался литературой и философией. Хороший интеллект,   возможно,  передался по генам Владимиру Климовичу от его предков.  Предки Владимира Климовича по линии его мамы Агафьи Ильиничны были до революции зажиточными  богатыми крестьянами, им принадлежали на праве личной собственности земли от посёлка Аюта города Шахты и до города Новошахтинск. Однако в революцию обширные земли отобрали большевики. Согласно семейной легенде семьи Лариных, в роду Владимира Климовича были также графы Ларины, проживавшие в городе Новочеркасск примерно 200 лет назад. Сохранялась до недавних пор  «Пушкинская роща» в городе Новочеркасск и упоминания об имении графов Лариных. Там останавливался в имении у графов Лариных  по пути в ссылку на Кавказ великий поэт Пушкин, где в гостях у графов Лариных  и влюбился в юную графиню Татьяну Ларину, после чего Пушкин написал свой бессмертный роман в стихах  «Евгений Онегин».
После окончания школы Ларин примерно год работал шахтёром, чтобы помочь семье. В 1959 году Ларин В.К. поступил в Иркутское военное авиационное техническое училище. На втором году обучения неожиданно умерла его мама, Агафья Ильинична. Администрация училища помогла собрать  деньги на полёт самолётом и отпустила его на похороны. Он долго горевал за мамой.
Ещё со школы Владимир Климович дружил со своей будущей супругой Леонорой Степановной. В школе № 5 посёлка шахты имени Кирова они дружили между собой, когда Леонора Степановна училась в 7 классе, а Владимир учился в 8 классе. Их дружба и любовь продолжалась и после окончания школы. Через год после поступления в лётное училище Владимир Климович приехал в отпуск домой.
  В августе 1960 г. состоялась  свадьба Владимира Климовича и Леоноры Степановны. Брак  был зарегистрирован в ЗАГСе  города  Новошахтинска.  Вместе они уехали в Иркутск.
В Иркутске Леонора Степановна поступила работать мастером в ателье высшего разряда по улице Урицкого. Заочно она училась в техникуме на руководителя предприятия лёгкой промышленности. Однако впоследствии руководителем работать не получилось, а пришлось трудиться швеёй.
В 1962 г. Ларин В.К. окончил авиационное училище и его  послали служить в г. Курск, но он пробыл там  вместе с женой  всего год,  и затем его отправили на Украину в Киевскую область, где в небольшом городе Узин  Белоцерковского района Киевской области располагалась засекреченная в эпоху СССР воинская часть и аэродром. С 25 октября 1962 года он начал лётную работу в должности старшего бортового авиационного техника корабля, то есть старшего бортинженера. Владимир Климович 28 лет служил, проживая вместе с семьей в г. Узин  Киевской области. В городе Узин у него родилась дочь Татьяна, а ещё родился сын Алексей. 
Владимир Климович в 1970 г. поступил в Киевский ордена Ленина государственный университет имени Т. Шевченко и в 1974 г. окончил полный курс этого университета по специальности «история». 25 июня 1974 г. решением государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация «историк, преподаватель истории и обществоведения».

Почти все  годы службы Ларин В.К. занимался лётной работой. Ему приходилось летать в составе лётного экипажа над акватерриториями по всему миру, главным образом в районах Атлантического и Северного Ледовитого океана.
 В 60-х и 70-х годах было обострение международных отношений между СССР и США. Мир находился на грани ядерной войны. Американские и европейские войска северо-атлантического военного блока НАТО угрожали испепелить СССР атомным огнём.  Ядерная война в эту эпоху так и не состоялась главным образом потому,  что к границам США летали экипажи военных самолётов СССР над Атлантическим океаном. Лётчики, летавшие к территории США, в том числе Ларин Владимир Климович, без всякого преувеличения спасли мир, потому что сдерживали ядерный удар США по СССР. США опасались ответного военного удара со стороны СССР. Некоторые военные самолёты СССР иногда имели на борту   опасное оружие массового уничтожения, которого страшно боялись американцы, не имевшие в те годы надёжных средств противовоздушной обороны. Советские лётчики в ту эпоху получали за свою опасную службу  небольшую зарплату, но всё равно самоотверженно защищали  Родину. Очень часто самолёт Владимира Климовича над Атлантическим океаном сопровождали маленькие американские военные самолёты, так называемые «Фантомы». Они взлетали с корабля, на палубе которого находился предназначенный для них   небольшой аэродром. 
Сбить советский самолёт американцы не решались, да и приказа им такого не давали, опасаясь спровоцировать войну,  но  заграничные лётчики открыто издевались над советскими, показывая знаками через иллюминатор, что на свою зарплату  они будут есть в лучших ресторанах и отдыхать в отпуске  на престижных курортах   вместе с самыми красивыми женщинами, а вот в СССР   на  это  денег не заплатят.
Однако  в эпоху СССР наших лётчиков очень хорошо кормили в лётной столовой, даже лучше чем в любом ресторане. На стол подавали традиционные русские деликатесы, например бутерброды с красной и чёрной икрой, форель, горбушу и прочую рыбу, котлеты из дичи и т.д.  В полёт обязательно давали шоколад, яблоки, соки в тюбиках  и бортпаёк.    Бортпаёк и шоколад   Владимир Климович всегда приносил семье. В гарнизоне был Дом Офицеров только для военнослужащих и их семей, где проводились концерты, киносеансы и праздничные мероприятия. Часто приезжал цирк. Советская власть заботилась о лётчиках. Им иногда предлагали бесплатные путёвки в санаторий, но отдыхать там без семьи Ларин В.К.  никогда не желал. Он каждый год вместе с семьёй ездил платно закреплять здоровье на море.
Продолжительность вылетов иногда превышала двое суток. Владимиру Климовичу и другим членам экипажа приходилось очень тяжело. Спать друг другу по очереди разрешали не больше пяти минут, но помогало и это. Доподлинно известно, что неподготовленная физически женщина, побывавшая в полёте в течение двух суток, никогда не сможет родить ребёнка. Организм лётчиков терпит очень серьёзные нагрузки, которые может выдержать только исключительно  сильный здоровьем человек.
Полёт по заданию мог очень долго продолжаться, а когда заканчивалось топливо,  к  самолёту подлетал другой самолёт, перебрасывался специальный шланг,  и осуществлялась дозаправка топлива в воздухе. Был курьёзный случай, что экипажу самолёта, летевшему над Северным Ледовитым океаном, пришлось после вылета и дозаправки в воздухе лететь далеко на юг СССР и приземлиться на аэродроме в городе Моздок. Там Ларин В.К. и прочие члены экипажа вышли в меховых шубах и шапках, унтах и тройных штанах, так и ходили в них в тридцатиградусную жару под тёплым летним проливным дождём, а другой одежды не было,  чтобы переодеться. Жители Моздока с такого одеяния очень смеялись.

Во время службы Владимира Климовича было много интересных случаев. Владимир Климович постоянно  рисковал жизнью. Однажды к его самолёту подвешивали бомбы. Небрежный инженер-механик прицепил бомбу  и забыл её закрепить. Бомба упала и взорвалась. Почти все члены экипажа самолёта, на котором летал Владимир Климович, погибли. Умерли и многие люди, находившиеся в это время на аэродроме недалеко от самолёта. Около 20  военнослужащих тогда похоронили.
  Владимир Климович чудом остался живой, потому что командир экипажа как раз за пару минут до момента, когда прогремел взрыв, отправил его по делу с каким-то поручением. Ларин завернул за угол дома, когда произошёл взрыв такой мощности, что он упал. А когда вернулся, то увидел искалеченные мёртвые тела своих  товарищей по службе. В этот же вечер американское радио «Би Би Си», вещающее  на русском языке, передало, что на засекреченном советском аэродроме произошёл мощный взрыв, и было много жертв.
Владимиру Климовичу приходилось летать над Северным Ледовитым океаном с особыми заданиями. В ясную ночь из-за необычного оптического эффекта преломления лучей ночных светил планета Венера выглядела размером с Луну. А днём внизу была лишь бесконечная белая ледяная пустыня.  В частности  не раз приходилось искать, находить и тем самым спасать гибнущие советские подводные лодки. Иногда подводные лодки попадали в аварийные ситуации, их экипажам грозила, казалось бы, неминуемая смерть, однако упорные лётчики долго искали их в океане, а когда находили, передавали куда следует точные координаты подводной лодки.
  Поэтому моряков удавалось вовремя спасать. Разумеется, о подобных случаях официально не сообщалось в средствах массовой информации, чтобы не позорить советские вооружённые силы.
В 1973 году  в Северном Ледовитом океане попала в аварию подводная лодка «Комсомолец». Отважных лётчиков отправили на её поиски. Когда  подводную лодку нашли и передали точные координаты, то первыми к месту катастрофы приплыли на помощь корабли, занимавшиеся ловлей рыбы в данном районе. Военным самолётам СССР пришлось совершить  несколько вылетов в ночное время суток, чтобы сбросить возле рыболовных  траулеров специальные не тонущие ящики со спецодеждой и оборудованием для спасения моряков. В результате удалось спасти живыми около ста моряков, однако 18 человек погибли во время катастрофы. Следует отметить, что подводные лодки с названием «Комсомолец», но под разными номерами  несколько раз становились объектами  катастрофы в разные годы. Об иных случаях сообщалось, а некоторые скрывали. Этот случай был малоизвестным в отличие от  иных.
В первый год проживания в городе Узин семья Лариных снимали комнату в частном доме по улице космонавта Поповича. Дочке Владимира Климовича исполнилось полгода в это время. Рядом располагался жилой дом, где жили родители космонавта Поповича. Знаменитый советский космонавт  Попович Павел Романович  родился  5.10.1930 в городе Узин. В 1954 г. Попович П. Р. после окончания военного авиационного училища начал служить военным лётчиком, а с 1960 г. - участник отряда космонавтов. Затем стал дважды Героем Советского Союза (18.8.1962 г. и 20.7.1974 г.).
Он был одним из первых советских космонавтов. Попович П. Р. приезжал из Москвы, навещал родителей. Он дружил и общался с Владимиром Климовичем, советовал ему стать космонавтом. У космонавта однажды случилось горе. Умерла от болезни его сестра в день, когда ей исполнилось 18 лет. На похоронах её одели красиво, как невесту. Присутствовало очень много людей, в том числе все сотрудницы ателье, где работала мастером по пошиву одежды супруга Владимира Климовича Леонора Степановна. Так получилось, что после этого трагического события военная часть выделила семье Лариных квартиру в  жилом  доме. Владимир Климович с космонавтом Поповичем больше не встречался.
Не случайно знаменитый космонавт советовал Владимиру Климовичу стать космонавтом, так как он подходил по своим физическим и интеллектуальным  качествам. Ларин действительно мог стать космонавтом, обладая исключительным физическим здоровьем.  Когда специальная комиссия из всех молодых лётчиков в воинской части города Узин выбирала будущего космонавта, то отобрали Ларина и сына генерала. Разумеется, что космонавтом стал сын генерала, которому отдали предпочтение. Поэтому Владимир Климович космонавтом так и не стал.
За время лётной работы не раз происходили удивительные истории. Экипаж самолёта за многие годы три раза совершал экстренную аварийную посадку, то есть, как любил выражаться сам Владимир Климович, его самолёт три раза «падал и горел».
 По существовавшему у лётчиков поверью, четвёртая аварийная посадка всегда заканчивалась катастрофой и гибелью всего экипажа.
Однажды экипаж самолёта совершил экстренную посадку на Гренбельских островах в Северном Ледовитом океане. Однако выйти из самолёта лётчики так и не смогли. Самолёт окружили белые медведи. Они так заинтересовались загадочной машиной, что не хотели уходить. Когда лётчики попытались выйти из самолёта, в  люк полезла белая медведица, и её пришлось застрелить. Лётчики кидали белым медведям открытые банки со сгущённым молоком, но животные никак не уходили. Даже выстрелы в воздух их не отогнали. Один огромный белый медведь начал мощно раскачивать самолёт. Еле его отогнали выстрелами.
Белых медведей не столько интересовал самолёт, сколько лётчики, которым приходилось слышать истории о любви этих животных к человеческому мясу. Так и пришлось дождаться спасателей в самолёте.
 Прибывшие на помощь лётчики смогли приземлиться на  ровную площадку из затвердевшего снега и льда. Они-то  и разогнали наконец белых медведей выстрелами.
В другой раз экипаж самолёта совершил аварийную посадку на острове Средний в Северном Ледовитом океане.  Самолёт был загружен бомбами. Повреждённые  двери не открывались. Лётчикам пришлось выбить стекло иллюминатора. Все по очереди вылезли и отбежали на значительное расстояние, упали на землю, ожидая взрыв. Однако самолёт так чудом и не взорвался. Лётчики абсолютно точно знали, что при сложившихся обстоятельствах самолёт должен был взорваться, но этого так и не случилось. Особенно экипаж удивил один лётчик, который был очень толстым. Имея большой живот, он умудрился вылезть в иллюминатор вместе с прикреплённым за спиной рюкзаком со сложенным в нём парашютом.

Самое потрясающее заключалось в том, что намного позже уже спасённые лётчики попросили в целях эксперимента своего не в меру упитанного товарища вылезть в иллюминатор снова, причём без парашюта за спиной. Однако он так и не смог этого сделать при всём старании. Вот так лётчики удивились бесконечным резервным возможностям человека в экстремальной ситуации. Экипаж в тот раз спасла экспедиция полярников, имевшая свою базу на острове Средний. Затем их забрали спасатели.
В 1979 г.  Ларин  демобилизовался. Доблестный офицер к этому времени имел выслугу  28 календарных лет вместе со льготным исчислением.
С 1981 г. по 1986 г. он преподавал историю и начальную военную подготовку (НВП) в г. Ракитное Киевской области. В 1987 году с помощью размена квартир семья переехала жить в город Кривой Рог.  В 1988 г. семья Лариных осуществила размен квартир и переехала жить в г. Шахты Ростовской области в Россию.
В 1988 г. семья Лариных осуществила размен квартир и переехала жить в г. Шахты Ростовской области. В этом же году Владимир Климович был принят на работу учителем НВП (начальной военной подготовки),  истории и географии в среднюю школу № 38. Уволился по собственному желанию в 1997 году. 
  С 1999 по 2000 г. работал  учителем ОБЖ (основ безопасности и жизнедеятельности)  в школе № 21, а с 2000 по 2001 г. преподавал этот же предмет в школе № 12. С 2001 по 2002 год работал в Шахтинском региональном горноэнергетическом колледже учителем ОБЖ.  С 2003 по 2004 год  он трудился в среднем профессиональном училище № 35. 
 Последним местом работы Владимира Климовича стала школа № 1, где он трудился вплоть до самой смерти. 1 марта 2006 года он умер.
Даже в церкви в течение 40 дней, когда семья Лариных дважды поминала Владимира Климовича, его сыну два раза давали сдачу вместе с современными  монетами с изображением Гагарина, хотя это большая редкость, юбилейные монеты с космонавтом обычно нигде никогда не попадаются, их прибирают сразу после выпуска коллекционеры.

Наверно сам Бог дал знать семье Лариных таким способом, что принял душу отважного подполковника на небеса, ведь в молодости он был немного похож внешне на Гагарина и тоже мог стать космонавтом. Владимир Климович часто снился членам своей семьи после похорон. Это неудивительно. Ларин В.К. всю жизнь был хорошим семьянином, 45 лет находился возле своей жены и детей, заботился о них и был главным кормильцем. Сыну он оплатил учёбу в престижном университете, где Алексей получил два высших образования. Алексей Владимирович работал  учителем и юристом.
По крайней мере, после смерти Владимира Климовича военкомат выполнил всё от него зависящее по закону, чтобы помочь семье Лариных. В настоящее время  вдова, а также взрослые сын и дочь Владимира Климовича проживают в городе Шахты. Жизнеописание Владимира Климовича подготовил его сын Ларин Алексей Владимирович, который воспользовался сохранившимися документами и воспоминаниями покойного отца. В городе Шахты жил бывший сослуживец Владимира Климовича Акстионов Василий Григорьевич, который служил в городе Узин Киевской области и  летал в составе экипажа вместе с подполковником Лариным В. К.. Он также дополнил жизнеописание Владимира Климовича своими воспоминаниями.