Зависть. Размышление на тему евангельской притчи

Фотина Цаголова
«или глаз твой завистлив, оттого что я добр?»
Евангелие от Матфея, 20:15
 

1.
Великая Божественная Книга
не человечьим создана Умом.
И все мы – там: от мала до велика –
в греховном малодушии земном.

Откройте Божьи притчи и прочтите,
и – слава Богу! – если вы себя
увидите не в самом лучшем виде
и устыдитесь сердцем, как дитя,

что вы так и порочны, и жестоки,
самолюбивы, мелочны, глупЫ,
и так от совершенства вы далёки,
как будто вы – не Божии рабы.

Такое чувство, например, как зависть –
что яд смертельный для души любой.
Когда она внедряется и правит,
то убивает братскую любовь.

Как будто по кусочкам эту душу
отщипывает чёрная рука.
Душа уже не хочет совесть слушать,
ей чистота её не дорога.

Всё – в искажённом, грязном, мрачном цвете
болезненной фантазии слепой,
всё раздражает в зависти объекте,
и повод злобе подойдёт любой.

Завидуют богатству, славе, стати,
здоровью, красноречью и уму.
Но больше – тем, кто полон благодати,
хоть носит только нищую суму.

Враг рода человеческого весел:
завистник – в его лапах, как в сетях.
Ему весь мир уже не интересен,
он страстью грешной мучает себя.

Остановиться – попросту не в силах,
покаяться – гордыня не даёт.
То чувствует он полное безсилье,
то, как вулкан, он злобою плюёт.

Болезненное это состоянье –
пожизненная каторга душе.
Ни годы жизни и ни расстоянья
не вылечат несчастного уже.

Он множит зло вокруг себя и множит,
как действия военные ведёт.
Тоска его убийственная гложет,
пока объект в могилу не сойдёт…

Кто сталкивался с завистью людскою,
тот, словно в ад кромешный заглянул:
Она несётся огненной рекою;
в ней ни один завистник утонул.

Не миновать завистливого глаза,
когда тебе даётся благодать.
На ум идут евангельские фразы,
которым не мешает честь воздать.

2.
Работники одиннадцатого часа,
нас потому лишь пожалел Господь,
что мы стояли, и надежда наша
поддерживала страждущую плоть.

Всех крепких рано поутру забрали,
всех молодых работать увели,
а мы уныло стену подпирали,
и к нам работодатели не шли.

Часы, как будто  мимо проходили,
как те, кто нас нанять не захотел,
а в нас таланты скрытые бродили
и жажда настоящих, нужных дел.

И есть хотелось тоже. Вечерело.
Но мы стояли из последних сил
и думали: «Вот дали бы нам дело!..»
Но нас никто к себе не попросил.

Стояли мы – безвидны и ненУжны,
всю суть свою в молитву обратив,
и ноги наши сделались недужны.
Но вот Господь, вниманьем наградив,

презрел на нас, отверженных, смиренных,
что рады были б жалкому куску,
и нанял нас в Свой Виноградник верных, –
я до сих пор поверить не могу!..

Хоть с опозданьем: только час, не больше,
мы послужили, как могли, Ему.
Простите нас, все, кто трудился дольше!
Но нет указа Божьему Уму.

Глубин отчаянья вы избежали,
вам ожиданье душу не сожгло.
Вы в зной дневной работали, но знали:
заплатит вам Хозяин всё равно.

Трудились вы на совесть – это верно,
и всё почти что сделали до нас.
Но вы представьте, как нам было скверно,
как таяла надежда всякий час!

А дома – голодающие дети;
как им в глаза прийти и посмотреть?
Вы знаете: нет ничего на свете
труднее, чем, стерпев, не умереть…

И мы терпели всё и молча ждали,
как будто бы – стояли на посту.
Мы до утра бы так и простояли,
но – слава Богу! – оказались тут!

Как радостно мы этот час трудились,
Хозяину пытаясь угодить!
Как дорога Его к нам, сирым, Милость!
Как благодарность льётся из груди!

Вы эту нашу радость нам простите
и не держите камень за душой,
и мимо нас, пожалуйста, пройдите!
Пусть впредь у вас всё будет хорошо!

Мы все – созданья Божии, мы – люди.
нужна работа всем: все есть хотят.
Считать в чужом кармане мы не будем, –
нам заповеди это не простят.

И если нам, работавшим немного,
Господь, как вам, такую ж плату дал, –
не обижайтесь, не судите строго
и не ропщите вы на Божий дар!

На то Он – Бог: Он Сам решает дать
кому? и сколько хочет?  – благодать.
И нет вины пред Господом на нас,
что добр Его, а ваш завистлив глаз.

7.08.17