И еще раз о танка

Мила Малинина
В этот раз хочу привести отрывок из книги Джейн Рейхолд о танка.

"    Прежде всего, полезно будет вспомнить, что танка являлась поэтической формой, которую использовали, совершенствовали и сделали предметом восхищения при императорском дворе. Танка была жанром профессиональных поэтов, голубой крови, и, нравится вам это или нет, лучшими авторами танка были женщины. Вот почему эта форма была более лиричной, утонченной и эмоциональной.
     Если вы написали несколько хайку, то, значит, вы в той или иной мере написали несколько половинок танка.(*не всякое хайку подходит для танка). Вот такой может быть первый шаг начинающего автора танка: возьмите написанную вами хайку и припишите к  ней еще две строки. Если вы считаете слоги, то две эти дополнительные строки должны содержать по семь слогов каждая. Если ваши хайку состоят из короткой, длинной и еще одной короткой строк, то две дополнительные строки должны по длине быть равны второй строке каждая.
    Если же вы решите писать классическую танка с самого начала, то вам придется постараться, чтобы результат ваших трудов был узнаваем именно как этот поэтический жанр. Чтобы следовать форме, вы должны будете изощрять свой ум, чего не требуется, когда вы в свободном стиле записываете пришедшие вам в голову строки. Это упражнение состоим в том, чтобы приспосабливать ваши мысли к форме, что требует больше времени и более глубоких размышлений над тем, что вы собираетесь сказать. Точно так же, участь танцевать, вы сначала заставляете себя следовать образцу, но приходит день, и ваши тело и разум сами знают, что нужно делать. И тогда вы можете довериться своему внутреннему "я": танец/стихотворение будут исполнены в лучшем виде.
     Дополнительный объем танка выполняет несколько очень важных функций. Нельзя просто склеить две хайку и тем самым получить танка. В танка есть переход времени, места, песонажа, вещи или голоса, что создает атмосферу изменчивости или определяет новые         В танка мы не ограничены тем, что есть на самом деле, у нас есть возможность ощутить эмоциональную жизнь автора. Осуществляя переход из одного временного пласта в другой, автор может включать воспоминания, а воспоминания всегда несут в себе эмоциональный заряд, что идеально соответствует жанру танка.


Слишком стара для новой любви,
Каждый вечер восходит луна,
и я вспоминаю
задние сиденья чужих автомобилей,
а потом - её дружеский свет.


      Перемена места также значительно расширяет пространство стихиотворения. В вышеприведенной танка имеется ко всему прочему и перемена места: луна в зрелой жизни женщины и в те времена, когда эта женщина была моложе, и луна освещала задние сиденья автомобилей.
      Перемена персонажа, означает, что вы можете изменять героя стихотворения. В первой части танка один герой действует или думает одним образом, а в другой  - появляется новый персонаж, который действует или думает иначе. Даже в таком коротком жанре, как танка, этот прием обеспечивает оптимальную живость. Если половина танка написана прохладным, отстраненным  языком хайку, то в другой половине вы можете осуществить этот классический переход выразив свое собственное мнение.


За семь лет
заменяются все клетки тела.
Почему же
каждая из них помнит
час нашей первой встречи"







Джейн Рейхолд "Пишите хайку!"


* - примечание автора.