Завалинка июль 2016

Нина Белоусова-Кузнецова
В народе говорят июль-это вершина лета. Так оно и есть. Зной нестерпимый. Трудно работать в такую духоту,а надо. После работы в такой зной, организм требует отдыха, и потому, обессиленный, падаешь где-либо в тени, под деревья,чтобы крона защищала от прямых лучей июльского солнца, да ещё бы ветерком продувало. Вот тогда почувствуешь себя комфортно. Такое укромное место у нас находится прямо перед окнами дома. Здесь растёт уж лет сорок ранет,черемуха и куст степени. Не мешало бы и водоем соорудить, да жаль, место мало. Ну да ладно, будем довольствоваться тем, что есть. Поставили старенький диван,да небольшой столик. Сегодня в воскресный день мы снова все на завалинке
-Ты бы, Нинок, хошь душ какой соорудила. Жарке-то ноне,а до озеру далече покуль доберешься пОтом изайдешь и упадешь.безпомощно.- С кислой миной проговорила Ухваткина.
-Да Ухватка, ты права, жаришша спалила нас. Смари,туча проходя,проходя,громушка грамыхне так шо долу согнешься со страху-и все, дожжа то капля и опеть нетути. Воды, аль квасу, хлебашь, хлебашь ,до тошноты цельный день. Ох, гряхи наши тяжки! -Вздохнув произнесла Ушатиха.
-Ха, так ты и не гряши,а то енто навоте-она греховодит,а усе за ее гряхи отдувайтесь. Как уседа с'язвила Кадушкина
-А ты, шо безгрешна че ли? Гляди бабы,святоша у нас откельта узялась. Ха, дывись,яка прытка.
-Да зовсем не в том дело. Я хочу сказать,штоб все за себя ответствовали.,не гряшили. А то енто, усе грешим вот за енто бох и наказуе.
- Шо усех сразу? -спрашует Ведерчиха.
-Нешто выберать стане. Нешто ему делов больше нетути. У него у делов вон сколечко.. Нас нешто дурнев у него мало? Пока кожный день ту расписаню на усех сделае, да кажному в голову на день шо кому робить вдуе,енто сколькив у него затраты времяни утече? Вот скажем сеня, ты как кумекашь,сама все, без Божией на то указки делала? Ан нет енто он у твою голову планов наложил, ты вота по его указанию и жавешь, болезна подруга наша. И ты, и я, усе мы без его указу не могем и шагу иттить. Кажное утря он нас, дурнев, будя и работу дае и так по всей жисти. Ты шо, товарка, чай не зновала ентого? Подишь так и думала о, как я вумна кажный день знаю шо делать надоть, а оно и куда тоби с бабьеми мозгами усе кумекать, енто усе ен,всевышный,наставляет нас, дур, на путя. Таком и живём по господней указаньи.
-Шо ты кума не в ту степь нясешь,кабысь мы, усе по его указании делали Такмо, как  мы  те грехи делам?  Енто  раз он усем командуе, то и грехи енти не наши,а евоные.
-Ху, кудыть тебя Ведеркина занесло, чего удумала свои грехи на боженьку списать. Грехи тварить, енто сама мозги включай, тута могешь и супротя Божией воли итить. Нельзя мне батюшка, дескать,грехи-то творить. Необсудь, родимый,так как грешно енто и немогем мы греховодить. Вот таком надо, а то шо, скаженна баба,удумала бох-енту дуру грех водить застовлят. А ежели и заставляет, то ен енто тебя, дурья твоя бошка,на прочность испытуя. Он испытуя, а ты тово не гряши. Поняла, аль нет ты меня, Ведеркина?
- Да иде уж нам  до Вас, уважама наша, в понятки к вам, мы ужо енто как- нибудь в дурнях походимо.
- И опеть  снова-здорово. Кудой тебя заносит?  В дурнях ей понраву ходить, а сама хитренна до ужасти. Иш шо днев додумалась: теля со двора до лужайки ташшить на аркане тяжко,такмо пустить-убегет-не догнать. Вот и додумкалась наша подружка-не всякому така мудрость дона. Убивая один кол у дома, другой на лужайке в кольсо с мой палис толшины. Телку на шее  барашек засепила,а далече к провалке цепу на кольсо. И бегёт ейный тялок  как побита собачка.  Береть орясину и ейтой орясиной по телку, ен и ринулся бечь, токмо пятки засверкали. За то на ентой  лужайки затем траву щипля. Вота как наша хетрюга телка на лужайку справляя, а енто, ж надо было такмо  мудро додуматься.. А шо прибеднятся " дурнем проживу"
-Ай,да Ведеркина! Умна дэтина! Таку думку умудрить! - Восхищалась подругой Кадушкина.
-Та шо вы, бабы, раскудахтолись, то нея таку мудрость учинила,тоже меню боже надоумил,-лукаво улыбаясь парировала Ведерчиха.-хватя мене восхваляти, я вота узварчику принесла у тэрмосу, холоднинький, куштайте. Сердобольная Ведеркина, разливала свой  компот по бокалам.Узварчик и впрямь был отличный обсобливо в таку жару.
- О, спасибочки,удружила! -произнесли все разом, будто зговорившись.
- и шо мужики задурни, не пьют такой гарный напиток,, взовсем сдуревши, в энту жарищу пьют горилку. Усяку скандалу терпют от женки и усеравно нахрюкаются вдризг. Жили мы как-тось со своим Ухватом в дяревне с антиресным названием, ну прям как про нашу завалинку можно сказать"Бряхаловка"  ента деревня и звалась. И поди ж ты, по всем признакам и соответствовала своему званю. Брехали там усе, ну я тамочки побрехивать зачала. Потому сей маменту и вам сбряхну маненько. Пили там горьку многие, а один особливо. Бывалоче пропье свой зароботок и на бабий замохнеться. Брал усе  у долг. Баба не успела в лавку зайтить, ейоеный сшот сей мамент продавшица пред'являт. Нодо сказать, расплачивалась Аксеня за долги мужа исправно. Однакось ей усе вскоре обрыднело.  Вот та она и заявлял продовшисам.
-Хватя, надоело мине расшет держать за Трихона. Даете в долги ему, с него и сшет берите, а мине дитев надоть, кормить, одевать, обучать. С ентими словами и покинула магазин оставив хозяев магазина с их и Трихона долгами. С ентих пор утэче не мало воды. Трихану в долги водку давать не стали. Той стал думали, енто какжи обойти запрет бабкин, выпить страсть как хочеца. А продовсы не дають у долг и усе. получает Трихан свою получку и долг отдас, на новую бутыль деньгов нема. Кактось после, очередногу расшету стоить з ноги на ноги топочит, буттось ишо чего взять хочет.
- Чего ишо тебе Тришка надо?
-Та бутылек, бабка приде рассшетаться.
- Нет не проси, хай сама придя, тоди дадим.
 Так она ж хвора ляжить, ей и нужен  стакан водки на какитось примочки, ну остольно я употреблю во внутрю. Не проподать же зря добру.
 У тя проподе, гляди, выхлкашь тот же мумент, как за угол зайдешь.
 Не выхалку, вот вам крес, унесу Аксени.
нет Трихан нести как ты роспись ееною. Шо она разрешат тоби дать  водку под ейную зарплату.
- Час сей моменту,принёс вам, енту запись. Ускоре принося запись,а в неё таком и написано." Девки ,дайте энтому псу шалудивому литр водки, хай пье ублюдок и захлебнеться. Енто ж устроил мине грозу гутаря если не дам разрешению жизни себя решить,а шо, с дурня сбудеться. Дайте выздоровлю приду расшитаюсь"  Продовшисы прочитали, поверили, дали литра. Запись на яшшик сбросили. Прошло с неделю. Заходя Анися, купляя шо треба делает за покупь свою расшеты и поворачиваться уходить.
 -Аниск, а шо не усе.
- как не усе вродиш сшет знаю, шо купила, то и сошитала.
- Так енто, а за литр Трихонов?
- шо опеть дали,так я ж упреждала,за Трихана расшету не будя.
- так ен же запись от тебя притортал.
- Каку ишо запись?
- так енту, на шитай. Прочла Аниська запись , расхохоталась.
- Надул вас Трихон, не писала я, энтой  записи, врёт ен, как сивый мерин. -Так шо и расшету  не будя? Не будя, Трихону поверили, с него и расшету справляйти. Я за егоную глотку, больше расшоту не даю.  И туточки вона стала кастирить свого Трихана такой бранью, шо продовшисы от родясь такой не слыхивали
- котяра же ты драный, пес шалудивый, козел блохатый, выродок ишачий, баран травмированый, шакал вонючий- и прочее, и так далее. А вы лохи  поверили так и дале верте, я расшоту не дам. Ах ты хвос поросячий, енто надо так придумать, гузно твое коровье, глазы бы мои тобя не бачилы, волчья твоя пасть, хорек вонетный Сказала и громко хлопнув дверью ушла домов. Продовцы повторяя  слова триханихи, кляли на чем свет  Трихана, за то шо вин ихо так лихо надул. Решили вовся его и близко к лавки не допускать. Да и сам ен  больше не стал зохаживать у лавку. Видимо опасаясь, шо торгашки побьють его за обман. Шел слушок, шо триханиха его зашила. Шо вона ему зашила без понятков моге рот, а мегет ишо шо. Так енот рассказ вдохновил нас до самугу вечеру. Кажный вынес свой вередикт. По потому случаю. Ну,а теперча досвиданису до следной завалинки.