Купил сладкого

Михаил Марусин
Это произошло в р-не Белорусского вокзала. Зашёл в магазинчик купить сладкого в дорогу. Стою в очереди на кассу, никого не трогаю, а народу – хоть обтрогайся, как в одесском трамвае 5-го маршрута в курортный сезон. Вдруг, ощущаю невыносимую лёгкость бытия на отдельно взятом плече. Вместо сумки с деньгами, документами, билетом и мобилкой – капроновый ремешок, аккуратно так обрезанный неизвестным умельцем.

Надо сказать, я испытываю уважение к профессионалам своего дела. Как-то раз в Киеве у меня увели около 100 долларов и блокнот (очевидно, спутали с кошельком) прямо из заднего кармана. И что теперь, вызывать дух Хаммурапи, чтобы тот отрубил карманнику хватательные конечности по самые подмышки? Хрена, он профессионал, а я лох. Но здесь, извините, я пожелал ему скорейшей встречи со всеми его прадедушками.

В линейном отделении ми… полиции написал заявление об утере паспорта. Не посчитал нужным писать правду – мол, срезали вместе с сумкой среди бела дня. Толку от этого никакого, искать никого не будут. Денег – ноль, связи – ноль, лёгкая прострация кое-как защищает от депрессии, и то хорошо.

Москва перемалывает лохов в китайских количествах. Если не умеешь воровать, то  вали из неё, пока не слопала. В принципе, надо было изначально так и сделать – добраться до ближайшего замкадья, оттопырить большой палец, и ловить удачу. Но добираться таким образом не один день, и я решил подзаработать, хотя бы на жратву и курево. 

Площадь трёх вокзалов, она же Комсомольская, она же Плешка – самое дно «Москвы Бездомной». Трудно представить более роскошный бомжатник в России. Именно там промышляют волонтёры, агитируя таких как я идти в т.н. «работные дома», где предоставляются кормёжка, ночлег и ежедневная (без выходных) работа на разных точках за 500 рублей в день.

По Тверской-Ямской добрался до Садового, там пешком до Красных Ворот, оттуда на Комсомольскую. Так и есть: не успел показаться на Плешке – подошёл волонтёр. Говорили недолго, что меня агитировать-то? Сели в машину, поехали на север, в деревню Грибки (через дорогу – Долгопрудный). В одном из домов по ул. Загородной и находится этот «работный дом».

В доме проживает около 50 человек, половина без документов, человек десять только освободились, ещё не успели обменять на паспорта справки об освобождении. Подъём в 4-5 утра. Обычный утренний маршрут: пешком через Дмитровское шоссе и Долгопрудный до станции «Водники», затем на электричку, и по объектам.  Работа нехитрая – копание ям, выкорчёвывание пней и прочие каторжанские прелести. В лучших советских традициях: туда, где можно сэкономить на тракторе, пригоняют дюжину стройбатовцев или расконвойников.

Надо сказать: кормили хорошо, утром снабжали сухим пайком, предоставили кровать с постельным бельём, выдавали в день по пачке дешёвых сигарет, была возможность помыться и постираться. Из минусов: за калитку вне работы ни на шаг, поздний отбой (в 23:00 проводились ежевечерние собрания) и клопы.

Формально каждый из нас зарабатывал 500 рублей в день. Раз в неделю должны были выдавать аванс. Так вот: не было никакого аванса. Зарплату получали вообще единицы. Схема проста: на очередном собрании «смотрящий» заявлял:
– Позвонили с объекта, сказали, что вы ни хера не сделали, штрафую (далее список из 8-10 человек) по две тысячи рублей каждого.
Проработав неделю, я был таким же образом оштрафован за якобы не проделанную работу (в тот день мы перетаскали на горбах огромную кучу строительного мусора). Лох – это судьба, ага.

Просто так уйти из дома не получится – забор просматривается, ворота на замке, побегушников отлавливают и заставляют отрабатывать «долги». Такое не во всех домах, но, когда я поделился желанием уйти с одним из постояльцев, он предупредил: «благополучно свалить можно только с объекта». Следующим утром наша бригада отправилась на Тимирязевскую, Савёловского направления. Во время поездки я заметил, что двери соседнего вагона не открываются и пассажиры, чтобы выйти, бегут через тамбур в наш вагон. Перед Тимирязевской я подошёл именно к тем дверям. За мной потянулось ещё несколько человек из бригады, остальные выходили из ближних дверей. Когда выяснилось, что дверь не открывается, мои собригадники побежали к открытым, а я остался. Так и уехал на конечную – Савёловскую.

На Савёловском так просто не выйдешь в город – требуют билет. Кстати, он единственный вокзал только пригородного сообщения. Пришлось ловить мента и уговаривать провести. Документы не спрашивал – провёл. Ближайшее метро – чёртова Белорусская, до которой ещё надо дойти. Честно говоря, за неделю основательно намудохался и подпортил одежду, за неимением спецовки. Шёл медленно и торжественно, докуривая пайковые сигареты.

Дошёл где-то за час. В метро не пустили. На этой торжественной ноте кончились сигареты. Решил зайти в линейный отдел Белорусского вокзала – кто знает, может, хотя бы паспорт нашёлся. Попытка была не пыткой, тем более, что там моим паспортом и не пахло. Отправился в сторону Маяковской, на Садовое, чтобы выйти через Добрынинскую на Варшавку. По пути присаживался, но не более чем на несколько секунд. Чем дольше сидишь, тем обломней вставать. Шёл очень медленно, к вечеру добрался до Автозаводского моста, под которым присел, уткнулся мордой в колени, да так и уснул.

Проснулся от холода, часа в 4 утра. Вышел на Варшавку, с неё на Каширку. Эта Каширка, блин, бесконечная. Хотел нырнуть под турникет в троллейбусе – ага, щас. О попутке и речи не шло, в пределах Москвы тебя никто не подберёт. К обеду опухли кисти рук – такое случается от долгой ходьбы. В конце концов дошёл до Борисовских прудов, разделся, сел в воду, да так и сидел до вечера. И просидел бы вечность, если бы мальки не щекотали. Перед закатом вылез из воды, надо было застать хотя бы полчаса солнца, чтобы обсохнуть. Там же, на Борисовских, и уснул.

Разбудил лисёнок – тыкался в ноги (правая ступня была разбита в кровь). Светало. В принципе, я хорошо знаю Москву, было понятно без карты, что уже к обеду буду за МКАДом, даже если придётся ползти со скоростью раненой черепахи. Так и получилось. Дошёл до Коробово, а там, на заправке, поймал первую попутку. Всего их было четыре, что не так много, можно считать – повезло. Между попутками снова шёл, пришлось опять заночевать на остановке, но главное – выбрался из Москвы в Россию. По пути писал, пока не потекла ручка, что-то там пел, даже находил землянику (кислятина). В общей сложности прошёл около 130 км.

Я не знаю, к чему это вообще написал. В принципе, ничего нового, ничего познавательного. Хочется лишний раз сказать: будьте осторожны. И подбирайте на дорогах таких пешедохов (не опечатка). С другой стороны, как быть осторожным, подбирая? Лох – соль земли, иначе вымрем без веры и сострадания. Будьте осторожными лохами – наверное, так. И, если увидите на Борисовских тощего такого лисёнка – передайте ему привет и покормите за меня.