Мог ли Корнилов победить?

Георгий Томберг
Август – плохой месяц для путчей в России. Впрочем, для подобных эксцессов русской историей почти официально выделено всего два месяца в году – февраль, который март, и октябрь, который на деле является ноябрём. Поэтому желающим в очередной раз переустроить Россию, надо настраиваться именно на эти сроки.
Корнилов начал свой путч в августе (который сентябрь – у нас заковыристый календарь). Априори он проигрывал уже самим фактом неудачного времени. Однако, стоит продумать гипотетический вариант, в котором Корниловский мятеж успешен. Лютые ненавистники большевиков считают, что это спало бы Россию. А так ли это?
Вся политическая программа Корнилова умещается в двух словах: твёрдая власть. То есть, ни решения аграрной проблемы, ни проблемы войны, ни приведения отечественных банкиров-промышленников в ответственное перед обществом состояние для Лавра Георгиевича не существовало. Как он сам признался позже, во время Ледяного похода, к власти он шёл, чтобы вешать. И вешал бы.
Но каковы были его шансы на удержание взятой было власти?
Русская армия разлагалась нерешённостью аграрной проблемы: семимиллионная русская армия на две трети была крестьянской. К 1917 и офицерский корпус «обогатился» выходцами из крестьян – в выпусках военных училищ 1916 – 1917 годов их доля доходила до 60%. Бессмысленная война, нехватка боеприпасов, непомерное число жертв – ко времени Брестского мира русская армия потеряла два с четвертью миллиона бойцов, через армию прошло 15,5 миллионов человек. Более половины крестьянских хозяйств остались без кормильцев. Осенью 1916 года  с введением продразвёрстки началась Великая Крестьянская война, горевшая до самого 1922 года, со всполохами в 1929 – 32. Не революция разложила армию – безнадёжность крестьянского существования вместе с ненужностью затеянной войны.
Таким образом, Корнилов мог полагаться на довольно ограниченный силовой контингент – на часть офицерства, казачества и остатки полицейского аппарата. Большая часть вооружённой силы ему, ставшему диктатором, была бы неподконтрольна. В итоге довольно быстро – в течение недель – в стране началась бы полномасштабная гражданская война. Впрочем, Лавр Георгиевич её всё равно развязал, только чуть позже – в феврале 1918 года.
Возможно, взятие Корниловым власти и последующий его крах были бы для России лучшим вариантом, нежели то, что произошло в реальности. Ибо сковыривали бы диктатора все политические силы страны, от кадетов до большевиков: виселицы – лучший агитатор, особенно, когда «в руках у нас винтовка». И в таком случае вполне была возможность установления многопартийной власти, без срыва в преждевременный социалистический эксперимент.
Так что плакальщикам по «герою России» Лавру Георгиевичу Корнилову я бы предложил утереть слёзы – оный безбашенный персонаж в действительности был антигероем нашей страны, столкнувший её в бездну жестокой междоусобной мясорубки, цена которой – 8 миллионов жизней и тотальное разрушение «народного хозяйства». Плюс дикое взаимное ожесточение и появление слоя репрессионных дел мастеров, что аукнулось и в коллективизацию и в 37-38-м .
Да, и ещё не надо забывать, что Корнилов – активный участник февральского 1917 года позора, запустившего процесс ликвидации России, процесс, который с кровавым трудом удалось остановить большевикам. И, похоже, именно за это их и ругают современные «либералы». А «монархисты» и почитатели «России, которую мы потеряли» просто не в теме.
Иной вариант – если бы честно заслуженный Корниловым осколок прилетел бы на полгода раньше – в августе 1917? Деникин вспоминает, что больших охотников развязывать гражданскую войну в генеральской среде не было, один Корнилов горел таким энтузиазмом. Возможно, что обошлись бы без гражданской вообще. Был шанс…
Был…