Конкурс 13. Лепестки сакуры. Фактура в хайку

Клуб Золотое Сечение
  Невозможно писать стихи, не вкладывая в них свои чувства. Чувства могут передаваться через описание конкретных вещей. Сами вещи могут быть связаны со знакомыми образами и поэтому могут вызывать чувства. Не секрет, чем отличается женщина от мужчины - она мыслит, говорит чувствами, тогда как у мужчины больше превалирует разум во всём: в словах, решениях, поступках и иногда и в самой, даже самой изящной, поэзии.

 Из теории написания хайку Е.М. Дьяконовой:
       "Детальность - важная примета женского направления в поэзии хайку (дзёрю хайку) эпохи Гэнроку (последняя четверть XVII в.) удостоилось пристального внимания Масаока Сики, он рассматривает его в контексте всей японской литературы, которая славится писательницами и поэтессами. "Немало есть женщин, слагающих хайку. Многие из их стихов гармоничны (футё), своеобразны, легки, обладают прелестью [8]" [Масаока Сики 5, 402]. "Женская поэзия" интересовала Масаока Сики с точки зрения выражения чувства через детальные описания вещей, ведь в "Вопросах и ответах на тему хайку" он писал, что "стремится непосредственно обращаться к чувству" [Масаока Сики 4, 384], а также как особый случай объективного описания повседневной жизни, со всеми ее мелочами. Своеобразие и оригинальность их поэзии заключается в особом мироощущении, описанном многими теоретиками жанра хайку.
    Поэтессы чаще обращаются к мелким вещам и событиям (садзи, в терминологии Масаока Сики), в их творчестве сильно выражено стремление к "детальности". "Их темы - это законы, обычаи жизни, виды и вещи, непосредственно находящиеся перед глазами" [Масаока Сики, т. 1, 402]. В их произведениях передана как бы "фактура", "ткань" жизни, состоящая из мелких событий и вещей; по их стихам можно изучать эпоху, с такой тщательностью воссозданы детали обстановки, одежды, косметики, предметов искусства. Вместе с тем в связи с подробными описаниями быта рождаются "различные виды ассоциаций, которые могли бы возникнуть у людей прежних времен" [Масаока Сики, т. 1, 402]. Это намек на то, что поэзии этого рода присущ дух "древне-изящного" (кога). Женщины описывают наиболее близко расположенные к ним вещи мира (вспомним разделение вещей на "далекие" и "близкие" у Басё), они вносят в это описание вещей "чувства сердца" (синдзё).
    "Синдзё" - термин поэзии хайку, означающий сердечное волнение, смятенность чувств, в женской поэзии главное - это то, что "распространилось на вчера и сегодня, протянулось на запад и восток - это чувства людей" [Масаока Сики, т. 1, 402].
    Женская поэзия представляет собой крайний случай поэзии хайку, считает Масаока Сики, в ней доведены до предела некоторые категории, присущие этому жанру: "объективность", "детальность", "простота".
      
    Роса на цветах шафрана!
    Прольется на землю она
    И станет простой водой...
      
    Только их крики слышны...
    Белые цапли невидимы
    Утром на свежем снегу.
    (Перевод В. Марковой)
****
(Просьба не брать за основу приведённый перевод на русский язык при написании хайку)
   Как видим, детализация, или, так называемая, описываемая фактура жизни, свойственна поэзии хайку, способной вызывать ассоциации и чувства. А ведь это то, к чему мы стремимся. Давайте поработаем над этой задачей.

   Итак, задание для конкурса «ФАКТУРА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)

2. В хайку будет оцениваться ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЧУВСТВА.  А также будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. Особое внимание будет обращаться на лиричность и чувства, вызываемые хайку. Вместе с поставленной задачей не забывайте, что каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо. Если слово можно выкинуть без потери смысла, значит оно лишнее. За употребление лишних слов оценка может быть  снижена. Находите золотую середину.

 Для настроения рекомендуемая тема "В БАРХАТНЫХ ТРАВАХ". Но не обязательно.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ. (На этот конкурс предоставляется больше времени)
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 30 АВГУСТА или до 30 работ! После будет объявлено голосование!
С 17 по 29 августа ведущая может быть вне зоны доступа к сайту.

Иллюстрация: Ольга Антоновна Лагода-Шишкина "Лопухи"

Принято - 21 хайку.

Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.