Из записных книжек

Владимир Бурич
Владимир Бурич (1932-1994)
Поэт, переводчик, литературовед.
Метр современного русского свободного стиха.
Автор двух поэтических книг на русском языке,
прижизненной ТЕКСТЫ, Москва,"Советский писатель",1989
и посмертной ТЕКСТЫ-2.


В. Бурич:
"Я прожил жизнь по принципу инакомыслия. Я думаю иначе — следовательно, существую.
Я всегда боялся навредить своему государству и народу.
Мучили размышления об этом. Ища философского обоснования искусству, создал новую философскую доктрину — адаптационизм, построенный на абсолютизации физиологической и психологической адаптации.
К числу своих главных изобретений отношу зимний водопровод, который я спроектировал и построил в своей деревне на Оке (Соколова пустынь) в конце шестидесятых и работающий до сих пор, там же каменный мост через овраг, там же добился очищения нашей деревенской набережной от хранения десятков подвесных лодочных моторов.
Был одним из создателей группы по изучению теории языка при Институте мировой литературы.
Создал новое учение о стихе как о типе текста (опубликовано), создал новую теорию перевода, состоящую в подборе лингвистически обоснованных имитационных форм (опубликована).
Дал образцы современного русского свободного стиха в своей книге «Тексты», вышедшей в 1989 году в издательстве «Советский писатель».
Почти все семидесятые годы отдал внедрению социального изобретения — социального страхования авторов в СССР, для чего мною и двумя моими товарищами было написано около ста писем в самые высокие адреса партии и государства (Шелепину, Брежневу, Суслову, Андропову, Руденко и др.), вчинил судебный иск к ВЦСПС как к организации, принимающей в свои ряды людей, которые не могут в ней состоять, и взимающей с них членские взносы (суд в районном суде на Переяславке состоялся, но я его проиграл).
Мои стихи вошли в антологию мировой поэзии."

Записные книжки. Тексты-2.







___

Общечеловеческие ценности. Что это такое? Общефизиологические и общепсихологические? Или это ценности мирового мещанства? Общечеловеческими духовные ценности не могут быть, поскольку различные люди и популяции верят в разных богов и исповедуют различные религии.


___

Я не за реставрацию капитализма и не за реставрацию «социализма». Я за социальное творчество.


___

Феномен Высоцкого определятся степенью пауперизации нашего общества.


___

Жена – это ребенок, которого мы выбираем.

___

Удивительное дело – без трех привнесенных в Россию вещей ее уже невозможно представить: христианство, картофель и силлабо-тоническое стихосложение.


___

Социализм был отвергнут потому, что не сумел обслужить клиента. А клиент всегда прав. Социализм не сумел создать нового человека, а создал нового мещанина, нового мироеда-мутанта.


___

Работа писателя по телевидению – это работа не на славу (на славу он работает в одиночестве), а на тщеславие. На чистое тщеславие.


___

Если существует буржуазная демократия, то не существует буржуазного гуманизма. Гуманизм буржуа заменяет э т и к е т (правила хорошего тона). Выдаваемый за цивилизованность.
Обыватели – рутинная часть традиционных социальных классов: обывателей большинство и среди интеллигенции, и среди рабочих, и среди крестьян. Некоторые за демократию принимают представительную власть обывателей. Обывателей большинство: за кого обыватели, у того и власть. Обыватели – «свинчатка в ваньке-встаньке Российской империи». Мечта социалистов, надежды социалистов, идеи социалистов не могут овладеть обывательской массой – они им странны и непонятны. Социалисты выражают идеалы возвышенного меньшинства. Капиталисты выражают идеалы низменного большинства. Вожди обывателей выражают идеалы посредственного большинства.


___

Идеалы буржуазии более низменны и поэтому более живучи.


___

Либерализм не идеология свободы, а доктрина вседозволенности. Доктрина вседозволенности для супермена и уберменша ведет либо к мелкобуржуазной анархии, либо к фашистской диктатуре.


___

Социализм строили звери для людей, а капитализм строят «люди» для зверей.


___

Впервые с тобой не противники социализма, а его сторонники. С днем рождения, Маяковский! Как ты несчастен, столетний!


___

Простое сложение гениталий не дает любви.



___

Оставьте этот мир таким, каким вы его застали.


___

Сажайте доллары, они быстро растут.


___

За идею работает только интеллигенция, разночинцы. Рабочие работают только за деньги.





__

Литература – это разновозрастный брак молодой жизни и культуры. Если в браке преобладает культура, получается литературщина. Если молодая жизнь – получается журналистика.


___

Миллионер духа.


___

Нужна бюджетная газета «Голос гражданина», бесплатно печатающая материалы граждан-нежурналистов. Это издание должно явится выражением свободы слова, гарантируемой Конституцией.


___

Жениться надо не по расчету, не по любви – по убеждению.


___

Я ушел от Маяковского ни в чем не предавая его.


___

Совершенство структур текста не определяет его адаптационную актуальность. Шедевр – произведение с постоянной адаптационной актуальностью.


___

Мой дом как крематорий – более ста человек, побывавших в нем, уже на том свете.



___

Достоевщина – это открытый, а вернее в художественной литературе замаскированный Достоевским русский национальный характер, смесь самых лучших черт человеческого характера с самыми плохими.






___

Поэтический текст – это такой текст, в котором количество ассоциаций колеблется от одной до бесконечности минус единица. Уметь создавать поэтический текст, это значит уметь управлять спектром ассоциаций, сужая его до нужных пределов.


___
Стыдно жить за границей, а тем более хорошо.


___

Труд писателя, зависящий от таланта, вдохновения и трудолюбия, физического состояния, здоровья, подвержен огромному риску.


___

Существует категория практикующих, но не верующих. Любимая церковью.
Существует категория непрактикующих, но верующих, нелюбимая церковью.


___

Социализм – это не жизненный уровень, а форма отношений. Существуют бедные социалистические страны и богатые социалистические страны, существуют бедные капиталистические страны и богаты капиталистические страны.




___

Чернеют зубы от сквернословия и лжи.


___

Мученик не идеи, а точки зрения.


___

Учитель? Я не хочу делать ошибки своей специальностью.



___

Образное мышление не украшение, а средство познания объективного мира.



___

Я сознательно обратился к свободному стиху, как к трудно запоминаемому, чтобы он постоянно дразнил, раздражал, заставлял перечитывать его снова и снова, чтобы не получилось девальвация, какая постигла многие произведения, написанные силлабо-тоникой.

___

Стихи надо писать не смотря ни на что и взирая на всё.


___

Всё написанное одним человеком о другом человеке – вранье.


___

Все хотят, ничем не рискуя, читать о чужом героизме.


___

Народ-воин стал народом лавочником.

___

Либерализм (вседозволенность «освобожденной личности» - полиэгоцентризм – общество эгоистов, пауков в банке) ничего общего не имеет с демократией, где на вершине пирамиды ценностей находится народ и высший институт  его организации – государство. Либералы самозванно выдают себя за демократов, не являясь ими.

___

Поэзия – один из параметров развитой суверенной личности.


___

Мой внутренний голос, голос моего «я», чист и не терпит никаких стилистических отклонений (провинциализмы, вульгаризмы и пр.).


___

Я был шестидесятником в пятидесятые годы.


___

Умереть живым.


___

Мне глубоко противен и чужд религиозный фанатизм, эта борьба за  место на небесах, происходящая на грешной земле и проливающая моря крови.


___

Как по современному звучат слова Велемира Хлебникова:
Сегодня  снова я пойду
Туда, на бой, на торг, на рынок
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок.


___

У нас капиталистическое разложение началось до создания капиталистического общества.


___

При капитализме воскресают все виды пороков, все виды азарта.

___

Не потешишься, так повесишься.


___

Роль женщины в психологическом балансе мужчины.


---

Творчество — тоска по идеалу.

-
Бедность сама по себе ничего не говорит – одного она делает демократом, а другого фашистом.

-
Нужно быть широким, как Азия, чтобы понять Европу.

-
Женщины и мужчины.
Это точка-тире телеграммы, переданной в вечность.

-
Интеллигент - это не род занятий, а культура мышления и вкуса.



-
И все-таки что-то безвозвратно потеряно в мироощущении. Может быть, потому, что я могу обнять женщину? Купить автомашину? Мир все больше принадлежит мне вещно, но душа его все более прячется от меня.


___

Любовь человека от любви животного отличается своими неудачами.

___

В поэзии для преодоления материала нужно огромное чувство.



___

Жизнь на заданную тему.

___

Чуждое влияние. Чужое влиять не может, значит, оно было когда-то близким.

___

Точного слова вообще не существует, как не существует вообще и «красивого» слова. Красивым и точным слово становится в контексте.

___

Настоящий роман должен быть похож на огромный камень (драматическая напряженность, имеющая социальные истоки) и под ним жизнь множества мельчайших насекомых (субъективных отражений социальных процессов).

___

Когда я читаю плохие стихи, мне кажется, что я бездарен.

___

Что может быть целомудреннее, чище общения человека с книгой?
Здесь нет ни театрального фойе с его развязностью, ни затылков, ни зеркал гардероба.

___

Писать хотят единицы. Все остальные хотят жить. В этом всё.

___

Вчерашние сливки общества.

___

Нечего оскорбляться, когда слышишь о браках по расчету. Просто нужно признать, что любовь, в отличие от влечения, это тоже талант.

___

Для вас это просто зеленые щи, а для меня это лунная ночь над болотом.

___

В книге всегда на одно действующее лицо больше – это читатель.

___

От того, что все стали понимать свою выгоду, общество не стало богаче и счастливее.


___

Притягательным и нежным можно быть только тогда, когда силен.


___

Страсть – это порыв. Любовь – это ожидание будущего.


___

Поэт всегда должен забывать, кем он является и всегда помнить, кто он такой.




___

Легкомыслие – вот что остается живущим.


_
Люди любят кино за свою защищенность, недосягаемость, за причастность и непричастность к происходящему на экране. Точно так же, как любят сидеть у окна во время холодных осенних дождей.


___

Люблю народ этот – безумный, трудолюбивый, расчетливый и бесшабашный.


___

Все мы несчастны или счастливы в зависимости от наших идеалов, а не объективно. Объективно счастья не существует.




___

Художник – это фотоаппарат, только вместо объектива у него субъектив.


___

Для правильного восприятия, функционирования, у художника, как у приемника, должна быть антенна (романтика) и заземление (реализм).


___

Раздражающая тщательность недалекого человека.


___

Картина мира в ее несущественной части у каждого человека иная. Это различие является причиной разнообразия художественных форм и почерков, школ, направлений.


___

Трудно меня оскорбить. Сам я могу оскорбиться.


___

Мой предок – крепостной из Михнева.


___

Что у правительства на уме, то у газет на языке.



___

Распространенное мнение, будто художник постоянно своеобразно видит предмет, неверно. Художник видит предмет таким, каким он есть. Ассоциативные обмороки возникают с появлением соответствующего настроения.


___

Поэт – наземный павильон вечного родника.


___

Нет красоты бесполезной.


___

Без оживления слов в воображении нет не только хорошего творчества, не может быть вообще никакого творчества, ибо только  это дает возможность уйти от графической оболочки слов.


___

У меня в памяти ничего не держится в чистом виде. Происходит бесконечная «цепная реакция».



___

Хорошая жизнь – это возвышенные страдания.
Плохая жизнь – это низменные страдания.



___

Непоэтичных предметов нет. Есть поэтическая форма мысли.


___

Слабость и сила кинематографа заключается в том, что сегодняшнюю ситуацию он моделирует в зрительных образах сегодняшнего дня, вследствие чего происходит быстрое старение зрительного ряда. Зритель охотно будет смотреть старое, но не старомодное. Все вчерашнее и позавчерашнее кажется старомодным, позапозавчерашнее – старым, и снова вызывает интерес.


___

Красота уходит, остается порода.


___

Немецкая ночь – это русская ночь, в которой все лампочки горят.



___

Необходимо не плетение словесных кружев, а голографическое ощущение эпохи.