Викинг 4

Изида Фант
КОММЕНТАРИИ ЗРИТЕЛЕЙ (продолжение):

- Сюжет в программе "Время" в защиту кинофильма - жалкая
 попытка оправдать профессиональную некомпетентность его
создателей. Несчастные, подневольные люди. Я им сочувствую.
С каким выражением лиц они пытались поддерживать репута-
цию руководства 1-го канала... Фильм ужасный. До конца не
досмотрел, покинул зал.

- Создатели этого "шедевра" оценили вал критики и состряпа-
ли в новостях 1 канала сюжет, где несколько папафигов и
столько же дуремаров с пеной у рта пытаются спасти репута-
цию фильма "доказательствами", например, про лысых волхвов.

- Я понимаю, почему именно "Викинг" поднял такой девятый
вал гнева. История России сложная, но есть периоды, которы-
ми можно гордиться, и один из них - Древняя Русь (идеально
не было нигде и никогда, ни у одного народа и ни в одной
стране мира). Там тоже всё не было идеально, но есть чем
гордиться - от военных походов до торговли и ремёсел, от
строительства до общественного устройства. Очень прогрес-
сивной страной была Древняя Русь! Естественно, что "Викинг",
демонстративно и сознательно оскорбляющий именно Древ-
нюю Русь, воспринимается однозначно как пощёчина и откро-
венно злобный, несправедливый выпад против одного из самых
позитивных периодов нашей истории.

- Кто именно были эти "кришнаиты", не ясно... У викингов
быть лысым, облысеть считалось чуть ли не карой богов или
наедением порчи.

- "Восемь лет команда специалистов создавала целый мир, о
котором было почти ничего не известно. Мир Киевской Руси
Х века. Им удалось снять историческое кино с документальной
точностью. Были изучены и исследованы исландские саги и тру-
ды восточных путешественников, византийские книги и, конеч-
но же, древнерусские летописи. Древнейшая датированная ле-
топись хранится в Российской национальной библиотеке в Пе-
тербурге. Именно эти тексты легли в основу сценария".
Интересные подробности. Зачем же тогда перед премьерой го-
ворили, что в основу "Викинга" положена "Повесть временных
лет" и "Слово о полку Игореве"? Какие ещё подробности об
этом эпохальном произведении мы ещё узнаем и удивимся?
Слишком много рекламы, причём какой-то агрессивной: "Иди
и смотри!" Зачем? Для хорошего фильма и "сарафанного радио"
хватит.

- Если бы они действительно хоть что-нибудь читали, то знали
бы, что Киев Х века был большим, благоустроенным и богатым
торговым городом с улицами, мощёными досками, а не убогим
сельцом, утопающим в непролазной грязи. Там, помимо детин-
ца, уже и посад давным-давно существовал.

- Сегодня посмотрела этот шедевр... Всё прекрасно: сюжет,
картинка, актёры, музыка, сама тема (особенно - концовка
фильма). Как В.В.Путин, хочу посмотреть его ещё раз.

- Сценарист фильма Андрей Рубанов: "Главные источники -ви-
зантийские хроники, скандинавские саги, монографии класси-
ков мировой антропологии. Я давно занимаюсь историческим
кинематографом и неплохо знаю предмет. Сценарий фильма -
коллективная работа, все основные идеи принадлежат режиссё-
ру Андрею Кравчуку и продюсеру Анатолию Максимову".
И что получилось в сухом остатке? Чистая коммерция в ущерб
истории и искусству. На этот счёт интересное, развёрнутое
мнение литературоведа и критика В.Бондаренко: "В фильме
"Адмирал" режиссёру Кравчуку надо было обелить и облагоро-
дить Колчака - он с упоением взялся решать эту односторон-
нюю идеологическую задачу, в фильме "Викинг" - вывалять в
грязище и утопить в кровище древнерусский языческий мир
якобы для контраста с чистотой и благолепием христианства,
и он с ещё большим упоением принялся марать далёкое прош-
лое. Кто точно обрисует, каким оно было? Но уж наверняка
не таким, как в фильме, - иначе откуда же у язычников поя-
вился Збручский идол с резьбой (в фильме Капище представ-
ляет из себя группу уродливых чурбанов с корявыми изображе-
ниями незнамо чего). Откуда славянские орнаменты и украше-
ния при археологических раскопках? Славянский мир с куль-
том огня и воды испокон века славился банями или лазнями,
а тут складывается впечатление, что славяне никогда не мы-
лись и чистых одежд не носили. Лица в грязи, волосы нечё-
саные (зачем тогда в погребальной утвари гребни?), одежда
рваная, ни одного добротного домашнего хозяйства не пока-
зано, даже княжеские хоромы темны и не убраны. Но ведь
птицу Феникс с девичьим лицом на воротах вырезали и на
прялках изображали с тех самых пор! Весь быт славян пока-
зан в тёмных красках, а чистыми русичи появляются, только
когда их массово крестят в реке...
Авторы решили предположить, что князь Владимир и его сов-
ременники не отличались богатством речи. Но откуда же тог-
да легенды и загадки, все поэтические воззрения славян на
природу? Их же надо было выразить и запечатлеть метафори-
ческим языком, а не этой лабудой, как из современного бара,
где сидят недоросли с примитивным языком. Послушайте
диалоги:
-Где взял?
-Где взял, там уже нет.
-Где Ирина?
-Ушла.
-Куда?
-Не знаю.
-Врёшь.
-Нет. Здесь врать нельзя.
Ужасно неправдоподобны все мужские образы с уголовным от-
тенком, женские - более сносны. Светлана Ходченкова давно
научилась многозначительно смотреть и загадочно улыбаться,
а вот белоруска Саша Бортич, играющая землячку Рогнеду и
легко обнажающая более своё юное тело, никак не вписывалась
в древнюю эпоху, потому что она накануне несколько вечеров
по каналу того же Эрнста органично изображала отвязную доч-
ку олигарха в непотребном сериале "Выйти замуж за Пушкина!"
Вроде звёздочка всходит, но среди такого пошлого небосклона,
что врагине не пожелаешь. Сам Владимир в исполнении Данилы
Козловского лишён силы, ума, смелости и напоминает не героя
из хроник и былинного владыку, а нечёсаного офисного клерка
в латах. Разве это князь победитель и объединитель земель?!
Он вполне оправдывает поговорку, которую употребляли многие
рецензенты и отозвавшиеся зрители: "Из грязи в князи".
Многие так впечатлились... что стали просить в сети помощи
у юристов, чтобы подать на ваятелей фильма в суд за несоот-
ветствие маркировке 12+, поскольку жестокость и кровавые
сцены царят на экране, за сознательное искажение историчес-
кой правды, за унижение и оскорбление чести и достоинства
предков. Но в России такие дела не заводятся - повседневная
практика кинематографа и ТВ".

- Ходченкова хорошая актриса, но её гламурный образ, худоща-
вого лица с выщипанными бровями, портит все сцены...
- Жертва диеты...

- Папафиговая сказка о чудесном духовном перерождении сла-
вяно-скандинавского дикаря в святого с ангельскими крылами,
весьма некачественная. А в жизни князь ангелом и добряком
не был... Большинство горожан не приняло крещение, а заго-
нять силой в воду и другую веру опасно, цеховые группы насе-
ления имели вооружение и могли поднять бунт. Скорее крес-
тилась группа добровольцев... И стоит вспомнить последнее
дело князя Владимира. Он умер во время подготовки военного
похода на собственного сына Ярослава.

- Фильм не вызвал душевного подъёма. Образ Владимира (вар-
варского насильника, бесчестного и подлого братоубийцы из-
за угла, опирающегося в основном на наёмников викингов и
ведомого в своих делах каким-то "серым кардиналом") вызы-
вает отвращение. Не знаю, насколько это соответствует исто-
рической версии, но это уже стало правилом для фильмов,
продюсированных Зрнстом...