Жанна Моро

Валерий Шувалов
            Легенды не умирают. Они продолжают жить в нашем сознании, в нашей памяти. Именно такой легендой была Жанна Моро, которая каких-нибудь полгода не дожила до своего девяностолетия. За свою более чем полувековую артистическую карьеру она сыграла примерно в 120 фильмах, причём у таких всемирно известных режиссёров, как Франсуа Трюффо ("Жюль и Джим"), Орсон Уэллс ("Процесс"), Луи Бунюэль" ("Дневник горничной"), Микельанджело Антониони ("Ночь"), Райнер-Вернер Фассбинтер ("Кверель - пакт с дьяволом").
            Однако всемирную известность принесло ей исполнение в 1957 году одной из главных ролей в фильме "Лифт на эшафот" французского режиссёра "Новой волны" Луи Малля, в котором она, по словам германского журнала Der Spiegel, виртуозно продемонстрировала свою холодную отстранённость в сочетании с тонкой эротикой. Судя по названию, может показаться, что это модернизированная версия набоковского "Приглашения на казнь", но это впечатление обманчиво. Теперь этот фильм можно посмотреть разве что в интернете.
            Жанна Моро, которую я бы лично в чём-то сравнил с Анни Жирардо (которую наши зрители знали намного лучше) сыграла в кино огромное количество самых различных женщин - от монашек до проституток и королев. И всюду она оставалась верной себе, играя героинь несовершенных и чуть грубоватых, но в то же время по-своему очаровательных. Ей всегда были присущи предельная откровенность, незаурядная сексуальность и неизменная уверенность в себе. За ней по праву закрепилась слава "роковой женщины" (femme fatale). "У меня есть всё, о чём я мечтала", - сказала она однажды в одном из интервью. Не каждая женщина, наверно, отважится сказать о себе такое...
            В 2000 году она получила "Золотого медведя" на кинофестивале в Берлине, а в 2004 году - "Золотую пальмовую ветвь" за совокупность своих достижений в мировом кино. При этом неизменно отмечалось присущее ей сочетание интеллекта и страсти. Дважды, в 1975 и в 1995 году она была председателем жюри Каннского фестиваля - такой чести не удостоивался никто до неё. Как сказал однажды Франсуа Трюффо, у неё были все атрибуты женщины, но она обладала и всеми преимуществами мужчины, хотя и без его недостатков.
            Жанна Моро снималась в кино до последнего. Я живу в фильмах, в которых играю, и перестану играть, только когда умру, сказала она однажды. Под конец жизни она хотела сыграть шекспировского короля Лира. Когда вам за восемьдесят, уже неважно, мужчина вы или женщина, - главное, чтобы Вы не теряли своего человеческого достоинства. Это её слова.
            Она была дважды замужем, и у неё остался сын, которого она родила от первого брака, несмотря на перенесённое ей в молодости онкологическое заболевание. Оставаясь до конца неунывающей по жизни, она любила мужчин, предпочитая тех, у кого был талант. Но больше всего она любила жизнь. Самое важное в жизни - это жить, сказала она как-то своим друзьям.
            И вот теперь её не стало. Любителям кино во всём мире будет очень не доставать её чуть гортанного, насквозь прокуренного голоса, её пристального взгляда и её очаровательной, хотя и немного усталой, улыбки.