доброволшьное присоединение потомков монголов?

Сак Тан
Исторические труды Темиргалиева известны широкому кругу читателей. Это «Эпоха последних батыров (1680-1780)», «Ак-Орда. История Казахского ханства», «Казахи и Россия».

Эпоха вхождения казахских племен в состав российского государства давно входит в сферу научных интересов исследователя. По его мнению, причины, столетия назад побудившие казахов стать подданными северного соседа, имеют в первую очередь экономическую природу.

Свою точку зрения историк обозначил в интервью, приведенном на сайте российского Информационно-аналитического центра. Приводим слова Темиргалиева целиком.

От Тауекела до Абулхаира

Последствия были - не добровольными! - «Во всех казахстанских учебниках истории отправной точкой начала присоединения казахов к России обозначена инициатива хана Абулхаира, обратившегося в 1730 году к императрице Анне Иоанновне с просьбой принять его в число российских подданных. Существуют различные версии, почему казахам понадобился союз с Россией – но традиционно ведущей остается точка зрения, что казахским ханам необходима была защита России для отражения джунгарских набегов.

Однако я с этим мнением согласиться никак не могу. В действительности, задолго до Абулхаира еще в XVI-XVII вв., различные казахские правители вели переговоры, заключали различные договоры с Московским государством, заключали союзы. Хан Тауекел, возглавлявший Казахское ханство в конце XVI века, признавал себя младшим партнером русского царя Федора Ивановича (1557-1598 гг.). В официальных документах казахский хан уже тогда причислялся к числу подданных российского царя. Предшественник Абулхаир-хана – Каип-хан – также пытался заключить военный союз с Россией против джунгар.

Но все эти договоры и заявления не имели никаких последствий. Потому что на тот момент какой-либо другой основы, кроме военно-политических интересов, у Московского государства и Казахского ханства не было. А политическая ситуация постоянно менялась. В один год казахский хан мог договориться в русским царем о совместной борьбе против Ногайской Орды или Сибирского ханства, а в другой — заключить направленный против России союз с османским султаном или крымским ханом. И обращение Абулхаира осталось бы точно таким же эпизодом в истории казахско-российских отношений, если бы не совпало по времени с соответствующей исторической тенденцией.