Тираспольская авиакатастрофа. Об этом товарищ...

Виталий Мельник
                "Об этом товарищ не вспомнить нельзя
                В одной эскадрилье служили друзья..."


На лодках по Днестру. Тирасполь. Берег.
Ах годы... Пролетело тридцать лет!
Вот здесь, на месте ЛЭП. Глазами смерив,
я покажу на пустошь средь полей.

Не заросли поляны... - Верно слово!
Как в песне, про погибший самолёт.*
У нас другое дело (верить слову)
у нас спаслись пилоты... Что за год?...**

И я рассказ туристам свой продолжу,
про то, как стал свидетелем борьбы,
борьбы пилотов с "Птицей" ненадёжной.
А впрочем, случай - жребий сатаны!

Попала чайка в двигатель... Посадка...
Пожар... Пилот машину заглушил.
Но поздно! Время-случай шло не гладко.
А город под крылами, под шасси!

Мгновение... Инструктор принял влево
маневр, от всех кварталов уводя,
и задний прыгнул (надо было) первым...
Ну а второй - над полем, погодя...

Нет высоты... и купол не раскрылся,
но взрывом самолёта отнесло,
наполнило, и в землю не зарылся,
повис на ветках леса... - Повезло!

Так обошлось без жертв особых. - Верно!
И городок  спасён был от беды,
и нет могил по случаю - на редкость,
лишь плеши средь полей, что нам видны.

Не строят там, кустов нет, нет деревьев...
Зато теперь, не всуе сих времён,
я обращу внимание соседок:
"Упал (скажу) здесь в прошлом самолёт..."

                ___________



                * Об этом товарищ не вспомнить нельзя
                В одной эскадрилье служили друзья
                И было на службе и в сердце у них
                Огромное небо огромное небо
                Огромное небо одно на двоих

                Летали дружили в небесной дали
                Рукою до звёзд дотянуться могли
                Беда подступила как слёзы к глазам
                Однажды в полёте однажды в полёте
                Однажды в полёте мотор отказал

                И надо бы прыгать не вышел полёт
                Но рухнет на город пустой самолёт
                Пройдёт не оставив живого следа
                И тысячи жизней и тысячи жизней
                И тысячи жизней прервутся тогда

                Мелькают кварталы и прыгать нельзя
                Дотянем до леса решили друзья
                Подальше от города смерть унесём
                Пускай мы погибнем пускай мы погибнем
                Пускай мы погибнем но город спасём

                Стрела самолёта рванулась с небес
                И вздрогнул от взрыва берёзовый лес
                Не скоро поляны травой зарастут
                А город подумал а город подумал
                А город подумал ученья идут

                В могиле лежат посреди тишины
                Отличные парни отличной страны
                Светло и торжественно смотрит на них
                Огромное небо огромное небо
                Огромное небо одно на двоих

                Автор текста: Рождественский.
                Композитор: Фельцман.
                https://www.youtube.com/watch?v=cQ154ivVRkw



** Опять разлетались... Пожалуй, именно эта мысль приходит в голову, когда вы загораете на летнем пляже, а над головой с рёвом заходят на посадку самолёты. Вероятно, об этом думал пляжный народ и июльским днём 1988 года. В это время, в 412-ом истребительном авиаполку, в городе Тирасполь (Молдавия) шли плановые полёты. Заканчивалась первая лётная смена, стрелка часов на стене командно-диспетчерского пункта (КДП) медленно перевалила за 14 часов.

В это время в воздухе, который звенел не столько от работающих двигателей, сколько от 35-градусной жары, находились 2 самолёта МиГ-23. "Крайний" вылет (лётчики не употребляют выражение "последний полёт") в этой смене выполнял военный лётчик 1-го класса майор Чмут. Он "вывозил" на "спарке" МиГ-23УБ молодого лейтенанта, перед тем как допустить его к самостоятельным полётам...
Такова уж авиация: пришёл из отпуска, длительной командировки, не связанной с полётами, перевёлся из другой части - сядь в учебно-боевой самолёт, и инструктор (опытный лётчик полка) посмотрит, насколько ты готов к самостоятельному вылету.

Полёт проходил удачно. Машина выполняла четвёртый разворот на высоте 400 м и вышла на посадочный курс. Впереди виднелась лента Днестра, где-то там под глиссадой находился переполненный городской пляж. Справа за рекой начиналась центральная часть города, выделяющаяся своими многоэтажками, немного поодаль начинался "Шанхай" - одноэтажные домики частного сектора.
С КДП экипаж "спарки" предупредили о скоплении птиц впереди по курсу. Особых эмоций у экипажа это не вызывало - садиться всё равно надо, а птицы в здешних местах в это время года и на этих высотах летают, не переставая.
Однако... "Есть!" - возбуждённый голос инструктора заставил учащённо забиться сердце у всех, кто находился сейчас на КДП.
Далее события развивались в бешеном темпе. Стало ясно, что в единственный двигатель МиГ-23УБ попала птица. Позже по анализу различных данных пришли к выводу, что это был баклан. Но тогда, в воздухе, экипажу "спарки" было не до орнитологии. Заброс температуры на турбине вынудил майора Чмут, взявшего, как положено в таких случаях, управление на себя, отключить двигатель. Оставаясь в посадочной конфигурации (с выпущенным шасси, отклонёнными закрылками и носками), самолёт круто пошёл к земле.

Не зря лётчики перед каждым вылетом проигрывают в уме экстремальные ситуации, в которые они могут попасть в полёте. Единственно правильным решением было покинуть самолёт, поскольку посадить его было некуда, а до аэродрома долететь без запаса высоты с неработающим двигателем - из области ненаучной фантастики.
Однако, если бросить машину прямо сейчас, она неминуемо упадёт на город, и, вероятнее всего, на пляж. Уйти вправо нельзя - жилые кварталы. Чмут разворачивает "спарку" на 45 градусов влево от посадочного курса. Убедившись, что самолёт падает в сторону огородов, инструктор дал команду катапультироваться и первым покинул "спарку".
Здесь следует сделать ещё одно отступление. Дело в том, что на самолётах с расположением лётчика и инструктора один за другим, первым всегда катапультируется инструктор, т.е. человек, находящийся в задней кабине, и лишь за тем лётчик из первой кабины. В противном случае, пламя катапультного кресла передней кабины сожжёт сидящего сзади члена экипажа.
В это время на земле... В стороне от шумного пляжа на берегу Днестра отдыхали двое гостей из Архангельской области. Сделав свои командировочные дела, они выкроили себе несколько свободных дней, чтобы отдохнуть под молдавским солнцем от молдавского виноградного...
Сложно передать всю палитру чувств и переживаний этих умудрённых жизненным опытом мужей, когда они увидели, что в их сторону несётся падающий самолёт. Жизненный опыт и старая солдатская закалка подсказали единственное верное решение - архангельцы залегли, уткнув лицо в траву.

Когда парашют наполнился, Чмут выяснил, что падает прямо на высоковольтную линию электропередач...
Через 2-3 секунды после инструктора катапультировался лейтенант, но высоты для наполнения его парашюта уже не было. Поставьте себя на место этого 22-летнего парня...
Машина, от которой он только что отделился, уходит вниз, и, ударившись в берег под огромной ивой, взрывается, выкинув из разорвавшегося расходного бака огромный огненный шар. Взрывом (о, чудеса авиации) наполняется парашют молодого лётчика, и он благополучно повисает на ветвях дерева.
В это время наши северные гости, услышав близкий взрыв, ожидали, что начнут разлетаться части от самолёта. Предчувствия оправдались секунду спустя, когда один из мужчин почувствовал тяжёлый удар в спину...
... Этим единственным "осколком" оказался майор Чмут, весивший в лётном снаряжении за сотню килограммов. С трудом лавируя между проводами ЛЭП, ему удалось благополучно (если не считать ушибленной спины загорающего) опуститься на землю.
Наземная поисково-спасательная команда, прибывшая на место падения увидела, что самолёт, ударившись в 3-х метрах от воды, ушёл на добрую половину фюзеляжа в мягкий молдавский чернозём.
Над останками самолёта свисала обожжённая ива, с которой уже успел спуститься лётчик. Рядом с экипажем стояли архангельские гости в одних плавках (оказалось, их одежда висела на том самом дереве, под которым покоился МиГ-23УБ).
Казалось, нужно радоваться - город спасён, лётчики живы, но не всегда беда обходит стороной. Огненный шар, вырвавшись из бака самолёта, задел двух десятиклассников, купавшихся поблизости и бросившихся бежать от падающего самолёта. Оба мальчика были доставлены с ожогами в госпиталь, где один из них скончался.
Комиссия, прилетевшая из Москвы, подтвердила правильность действий экипажа. "Погорельцам" с Севера были выделены деньги из фонда начальника политотдела дивизии на покупку одежды. На лётчиков ушли наградные листы в Москву. Однако, учитывая, что после аварии самолёта погиб человек, степень наград была несколько снижена. Майор был награждён орденом Красной Звезды, а молодой лейтенант - орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах" III степени.

Вместо послесловия.

Этот случай всколыхнул общественность города, не желавшую мириться с шумным и опасным соседом в лице аэродрома. С учётом этого, а также выполняя договор о сокращении 800 самолётов тактической авиации ВВС в 1989 году, полк, воспитавший в годы войны несколько Героев Советского Союза, прекратил своё существование.

Используемые термины:

1) "Спарка" - двухместный вариант одноместного самолёта;
2) Глиссада - траектория снижения самолёта при посадке;
3) Заброс температуры - аварийное повышение температуры, чреватое пожаром.

Статья взята из журнала "Виват!", №1, 1995 год
Источник: © Fishki.net