Люди спрашивают, какая экономика лучше, государственная или частная?
Это всё равно, что спросить, что лучше для первобытного человека, собирать личинки вокруг стоянки или ходить на бизона.
Общего ответа нет – ответ зависит от времени и места.
Пока племя поедает всех насекомых вокруг вигвама, в прериях размножаются бизоны.
Пока племя охотится на бизонов, размножаются личинки.
В 21-м веке это выглядит так.
Менеджеры разоряют государственные предприятия. Их приватизируют. Менеджеры разоряют частные предприятия. Их национализируют.
Государство даёт деньги на выкуп предприятий у себя самого. Где государство берёт деньги?
Частично у населения, которое хранит деньги в банках. Частично печатает новые деньги, что приводит к росту цен на продукты. То есть, всё равно – у населения.
Процесс оформляется договорами, кредитами, налогами и прочими неважными мелочами.
Истории о счастливой жизни при коммунизме или, наоборот – при капитализме это не более чем легенды о Земле Обетованной.
Всё же куда-то мы движемся. Куда?
Многие считают, что к собственной гибели, принимая неизбежный индивидуальный финал за судьбу биологического вида.
Человек единственное существо на Земле, которое точно знает о своей смерти. Не это ли сделало нас бессмертными? Претендующими на вечность?
Самую красивую легенду о нашем будущем придумал Карл Маркс.
Его считают экономистом, но главная книга Маркса имеет подзаголовок «Критика политической экономии».
Нельзя путать кулинарию с диетологией!
Маркс отверг экономику и возвёл на пьедестал историю, но историю Маркс понимал в особом ключе.
По Марксу люди когда-нибудь осознают, что они рабы экономики и вырвутся из неё.
С этого момента начнётся настоящая история человечества, а до этого люди живут в предыстории.
Как это произойдёт по Марксу?
Научно-технический прогресс сократит рабочее время до 3-х часов в день.
7 часов сна, 3 часа работы и 14 часов свободного времени.
В свободное время люди будут жить согласно своим представлениям о счастье.
Подробности опускаю – Маркс верил в присущий человеку идеал добра или считал, что его можно воспитать.
Коммунизм для Маркса это синоним истории, которая наступит после предыстории. Не застывшее состояние, а процесс.
Всё это касается раннего Маркса. Поздний Маркс, измученный бедностью и болезнями не был столь оптимистичен.
Как любой мыслитель он хотел увидеть плоды своих идей и призывал к революции.
Знаете, а ведь Атомная бомба Маркса упала на нашу Хиросиму!
Вера Засулич писала Марксу: «Что в России делать с крестьянской общиной?»
Маркс испортил три черновика и дал короткий ответ: «Не разрушайте общину.
Крестьянская община, которая не знает частной собственности это прообраз нового мира».
Письмо потерялось или его спрятали – революция нуждалась в хлебе, а община не хотела его отдавать в обмен на светлое завтра.
Сейчас у нас заканчивается очередная приватизация и наступает очередная национализация.
Приближается обеденное время.
В прошлом месяце мне удалось добыть бизона, и я немного пожил при коммунизме.
Сегодня снова пойду собирать личинки, но я всегда внимательно осматриваю прерию вокруг моей поляны и прикладываю ухо к Земле – не видно ли где следов от копыт, не слышно ли шума вожделенного стада?
Маниту любит меня…