Сирия. Культурно-религиозные традиции в одежде...

Ольга Липа
 Культурно-религиозные традиции в одежде. Пост и молитва

продолжение...

Историко-биографический очерк (биографическая часть)

Мужской национальный костюм состоит из длинной белой  рубашки и платка, как правило это были белые платки в крупный горох красного цвета (или рисунок в виде вытянутых овалов), который обычно завязывали вокруг головы, или же однотонные, белого цвета, сверху надевается веревочка - жгут черного цвета, закрепляющая головной убор (по традиции под платок надевается шапочка мусульманина в которых они возносят молитвы, но ее наличие или отсутствие не видно  если смотреть со стороны).  Дополняют костюмы сандалии, и обязательным аксессуаром сирийца являются четки, как правило красного цвета. Я помню они  любили ездить мотоциклах в подобной одежде. Так же по традиции, которую многие соблюдали, и к каковой примкнули наши офицеры, мужчины на мизинце левой руки носили длинный ноготь, что так же было очень необычно для нас.

Что касается женских предпочтений в одежде, советские жены сирийских специалистов, которые как правило знакомились с будущими мужьями на учебе в Москве или других городах СССР, одевались так как они привыкли на родине и никто не пытался их переделать.
Единственное чего все же не  встречалось —  юбок (шорт) мини и  открытых сарафанов,  супруги советских офицеров их тоже не носили, но была ли это дань традиции или в негласное правило  обязательное к исполнению, теперь наверное, сложно однозначно определить.
Одежда самых религиозных сириек состояла  из  чадры (легкого покрывала) черного цвета, закрывающей всю фигуру женщины, верхняя часть,  которая  покрывает голову и лицо за исключение глаз, изготавливается из воздушной, муслиновой ткани, дополняет образ обувь и чулки так же черного цвета (то есть с без чулок или колготок  они не ходят  как не было жарко на улице). Женщин в парандже ( одежда, полностью  закрывающая женщину с головы до ног, в том числе область для глаз, прозрачной тканью или сеточкой)  нам видеть не доводилось. В отличие от  веяний распространенных в Советском Союзе, сирийки обязательно  удаляли волосы  на ногах и руках (относительно рук правила менее строгие). А арабские мужчины искренне удивлялись почему наши женщины этого не делают.   В ответ на подобные недоумения, мы все же начали приобщаться к их культуре, советские жены  производили эпиляцию  на ногах традиционным для этой страны способом,  аналогом английского термина  «шугаринг», для чего приобреталась липучее сладкий состав (или готовился в домашних условиях), основными ингредиентами которого  является: сахар, вода и лимонный сок, по консистенции напоминающее пластилин, затем шарики данного вещества катали по телу, процедура болезненная, но чего не сделаешь ради  Священной традиции и красоты. Ношение платка, в отличие от Христианских традиций, предусматривает полное покрытие головы,  в этом случае, волосы ни в коем случае не должны быть видны. Исходя из чего, даже самый демократичный головной убор, не закрывающий лицо, хиджаб, состоит как минимум из косынки и платка, благодаря чему, полностью покрывает волосы, уши и шею, может быть любого цвета. Более консервативный головной убор, никаб. закрывает все лицо, кроме прорези для глаз, умеренной расцветки. По существующему правилу,  женская одежда  должна быть с длинным рукавом, а юбка не выше колена, одежда полу облегающая или свободного покроя, откровенные декольте конечно исключались.  Однако, внешний образ самой современной сирийки, мог состоять из футболки с коротким рукавом  и  вполне облегающей, элегантной юбки (не выше колена), открытого лица и прекрасных, очень часто кудрявых волос. Следует отметить, что я видела сирийку с волосами окрашенными в белый цвет, лишь единожды, хотя, учитывая, что видеть мне их с непокрытой головой приходилось видеть преимущественно  на балконах и при обмене визитами в гости, многие их тайны их внешности, таковыми и останутся.

 Во время Священного Месяца Рамадана, у Мусульман принято поститься от рассвета и до заката солнца (запрещено даже вкушение пищи). И это действие происходит очень организованно. К примеру, в г. Масьяфе момент обозначающий начало поста  (рассвет солнца), а равно  снимающий запрет на воздержание от плотских и телесных потребностей (закат солнца) знаменуется пушечными залпами. А в крупных городах:  г. Хомсе и  г. Дамаске, призыв к обязательной молитве (Азад) осуществляется служителями Мечетей, тогда их  голос звучит из Минаретов, и усиливается динамиками так, что  этот призыв слышен на территории всего города. И когда по улицам, заходя Благою Вестью в дома звучат эти песнопения, начинающиеся со слова «Алла», все  верующие сирийцы, где бы они не находились начинают совершать молитву, на коленях,  расположившись, на специальном коврике, предназначенном для Священных действий (мужчины, в отличие от Христиан  возносят молитвы в головном уборе).
.
Многие  мужчины молились на балконе, а хозяева торговых лавок, не обращая ни на кого внимания, возносили молитвы на рабочих местах.  Двери в Мечети нередко  были открыты, и проходя мимо, можно было видеть как молятся мужчины, оставив обувь на улице. Молящихся в Мечети женщин мы не видели,  им не запрещено посещать их Храмы,  однако, молятся  мужчины и женщины раздельно, и заходят в своих Храмы через разные входы, и более строгие правила, направленные на защиту слабого пола, не позволяют находится им в Мечети при открытых дверях, выходящих на проезжую и пешеходную улицу. Одновременно с этим, я не разу не видела, чтобы женщины молились в общественных местах, так как это противоречит скромности и добродетелям представительниц слабого пола.

_________________________

Автор очерка - бывший житель Сирии (Дамаск- Хомс- Масьяф, провинция Хамы)

 На фото - автор очерка, Ольга Липа на фоне сирийского автомобиля. Сирия. Масьяф. (1988-1991 гг), автор фото- Владимир Липа.

До новых встреч... предыдущие главы очерка в папке "Сирия. Очерк", на моей странице.