Такая цветовая
Гамма,
Что позавидует
Матисс!..
Причём, созвучные
Друг другу,
Цвета в ней
Не пересеклись...
И не смешались,
В тоже время -
Аккордам звуковым
Сродни!..
Как пламенеют!..
Как искрятся!..
Как фонтанируют
Они!..
16.04.2006.
Рад за земляка,
Который смог
В полной мере
Стать великим
И прославиться!..
Но при этом понимая,
Что стоит
За конечным результатом
Тяжкий труд...
И не удостаивает нас
Даже взглядом
Пышнотелая красавица...
И мне чудится,
Что от картины к нам
Ароматы сладкие
Плывут!..
21.07.2017.
Удобно устроившись, подперев локоть одной руки другой, молодая женщина, пышная, белотелая, голубоглазая и русоволосая, чинно пьет чай из блюдца, сидя на балконе деревянного особняка. Перед ней богатый натюрморт: огромный, начищенный до блеска самовар, чайник с портретами, расшитое полотенце, сочный арбуз, фрукты и сласти. К ее сдобному плечу мурлыча ластится холеная кошка, непременная обитательница любого купеческого дома.
За воротами соседнего дома на балконе чаепитием занята купеческая семья. Справа за спиной купчихи видна площадь с булыжной мостовой, торговые ряды и колокольня храма. Солнечный день уже близится к вечеру, и по сине-зеленому небу плывут розовые облака.
Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Добивается он этого особой передачей пространства в картине, отсутствием постепенного перехода от переднего плана к дальнему. Этот композиционный прием концентрирует наше внимание на героине и подчеркивает значимость для нее происходящего: чаепитие – это некий ритуал, воплощение всего уклада ее жизни. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Художник использует здесь принципы народной картинки – лубка, изучая различные виды крестьянского искусства, и, творчески переосмысливая их, он создает свой яркий и незабываемый стиль.