В блеске таланта Марины Шутовой

Музыковед Ирина Нестерова
00:01 10.11.2016 / Культура


Заслуженная артистка России, лауреат Всесоюзного конкурса имени М.И. Глинки, Международного конкурса имени Марии Каллас, приглашенная солистка Гамбургской оперы Марина Шутова совершает концертный тур по России в память о любимом педагоге Елене Образцовой. 5 ноября в камерном зале Рязанской областной филармонии Марина Шутова выступила впервые.

Выступления певцов мировой сцены в Рязани любят и ждут каждого концерта с нетерпением в предвкушении неповторимой встречи. Марина Шутова – русская оперная дива, начинала свою артистическую карьеру солисткой Государственного академического Большого театра. Ведущие партии для меццо-сопрано в русских и зарубежных операх – жизнь, которую нельзя пересказать, а можно только еще и еще раз пропеть фрагменты партий в концертных программах.

Слушатель ценит артиста-лицедея. Именно такой, неповторимой и удивительной, была народная артистка СССР Елена Образцова. Неповторимыми и удивительными педагог Образцова видела своих учеников, свято веря в их возможности. Какими путями артисты идут к своим героям? Встречаются с ними, становятся ими и несут в себе неземной мистический груз уже пережитых и еще только задуманных ролей. В своих концертных выступлениях Елена Образцова нередко выходила за пределы классического репертуара, исполняла популярную песенную классику. Публика провожала ее овациями, а она изливала мегатонны любви, стирая границы между сценой и залом.

Хороший учитель радуется своему продолжению в своих учениках. Это очень теплое, родительское чувство. Марина Шутова – блистательная прима, обладающая богатейшим арсеналом музыкально-артистических качеств. Школа Елены Образцовой – это образ жизни, следование своим природным данным и раскрытие природных качеств в исполнительстве. Артистическое обаяние Марины Шутовой велико. Глубокое бархатное меццо-сопрано, переливающееся тончайшими оттенками звука. «Капризное» меццо, неподдающееся на «раз, два, три…», требующее колоссальной внутренней работы и самодисциплины.

Пока звучала классика – ария Далилы Сен-Санса, романсы и песни Грига, Рубинштейна, Чайковского и Рахманинова, Марина Шутова и ее великолепный концертмейстер Игорь Белоконь являли собой великолепный союз безупречно строгого стилевого шарма и чуткого взаимопонимания.

Широта артистического диапазона Марины Шутовой раскрылась во втором отделении, когда она исполнила несколько старинных русских романсов. Перевоплощение абсолютное, вживание в роль полное. Жанр «жестокого» романса – это параллельный мир с высокой классикой. Его клеймили позорным званием «пошлая цыганщина», а великие певцы пели правду жизни, вынося на зрителя всю глубину и боль из закоулков русской души. «Шелковый шнурок» и «Вернись» Прозоровского, «Все, что было» Давыдова – репертуар советского андеграунда. На телевидении и радио строжайший запрет. Но русскую душу на замок не запрешь и жестокими запретами не испугаешь. Поем, плачем и опять поем.

Мы часто говорим «то время», «это время», а музыка оказывается вне времени. Марина Шутова пела на концерте песни Пахмутовой, Фрадкина, Блантера, и зал подпевал ей. И это не все, что приготовила Марина в подарок рязанцам, оставив премьерное исполнение на завершение своего концерта в память о Елене Образцовой. Два романса из репертуара Николая Носкова на стихи Гумилева и Пастернака – «Отравленная кровь» и «Свеча горела» были исполнены с той долей чувственной правды, после которой не остается никаких сомнений, что этот концерт – неповторимая встреча. Марина Шутова поблагодарила известную в нашем городе пианистку Минну Маргарян за записанный по слуху с фонограммы нотный текст аккомпанемента в переложении для фортепиано. Минна Маргарян поднялась на сцену и села к роялю. Вместе с Мариной Шутовой они исполнили «Утро туманное» из авторского сборника обработок песен и романсов, который был подарен певице и принят ею с благодарностью и любовью к Рязани и рязанскому слушателю.

Из зала попросили спеть на «бис» Хабанеру из «Кармен» – любимую роль Елены Образцовой. Марина Шутова согласилась, но… обещала спеть Хабанеру с оркестром в следующий свой приезд, как и положено блистательной Карменсите всех времен. Думаю, что ждать долго не придется и Марина Шутова снова предстанет перед рязанцами во всем блеске своего таланта. Поэт Гисматуллин посвятил Елене Образцовой поэтические строфы, очень точно выражающие самую суть ее творчества: «Как веточку дождя поставить в вазу?..» Просто смотреть, слушать и откликаться всей душой на голос, который только для тебя.


Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 209 (5250) от 10 ноября 2016 года