Медный всадник

Вадим Константинов 2
                В одной цене
                Идут...

                И наравне!..

                Их в кляссер
                Вечности
                Длань Бога
                Приколола!..

                Сам памятник
                Этьена
                Фальконе...

                И голова Петра
                Мари Анн
                Колло!..
                29.04.2013.


                Достоинством высоким
                Наделён,
                Как и не тронут
                Некой фальши
                Лаком,
                Не просто символ
                Петербурга он...

                России всей
                Непобедимой
                Знак он!..
                30.12.2015.


                Лишь рядом находясь,
                Ты можешь осознать
                Величие его вселенского
                Масштаба!..

                В такой же мере, как
                Иных миров печать
                В прекрасный день тебя
                Коснуться вдруг могла бы!..
                12.07.2017.

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.

В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.

Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось, и тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшим об этой глыбе и имевшим намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашедшим для этого нужного инструмента. Об этом он сообщил капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.

Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта.