Прогулка по Кронштадту

Вадим Константинов 2
                Кронштадт патриархален...

                И Обводной канал,
                Где некогда суда
                В Петровский док входили,
                И стал довольно мутным...

                И сильно обмельчал...

                И кажется, что спит,
                В его зарывшись иле,
                Кронштадский волевой
                Известный миру дух...
               
                Но возрождён собор!..

                И вместе с тем собором
                И город будет жить!..

                Что вовсе не потух,
                И разве что застыл
                Пред возрожденьем скорым!..
                09.07.2017.

                Благодарен за вдохновение Ирине Устиновой
               
                Кронштадт расположен в Финском заливе на острове Котлин. Одна из версий происхождения названия звучит так. Пётр I во главе отряда судов осматривал возвращённые стране акватории. Вылезли на попавшийся на пути остров. Отряд шведских солдат, нёсший там службу поспешил ретироваться, причём сделал это так быстро, что когда государь подошёл к костру, на котором они готовили для себя еду, котел, стоящий на костре был ещё горячим. Отсюда и пошло Котлин. Теперь это уже и не остров. Через Кронштадт проходит Санкт-Петербургская кольцевая автомобильная дорога, проложенная по дамбе, служащей для защиты города от наводнений. Чтобы устье Невы не получилось запертым, в дамбе сделаны водопропускные сооружения. Издали они напоминают знаменитых истуканов с острова Пасхи, также смотрят в морскую даль немигающими глазами. Только стоят сплочённой шеренгой, как моряки на палубе боевого корабля.
Город Кронштадт занимает восточную часть острова. В первой половине XVIII века его опоясали крепостной стеной (перестраивалась Тотлебеном в XIX веке). В наше время от неё сохранились фрагменты. Да и подход во многих местах затруднён. Самое правильное представление о виде крепости снаружи сейчас может дать участок стены около ворот в старый Кронштадт.

 Долгое время Кронштадт был закрытым городом. Местные жители  часто вспоминают то патриархальное безмятежное время, когда они варились в собственном соку. Сейчас это в прошлом. И, надо сказать, что открытость идёт Кронштадту на пользу. Он становится опрятней и интересней для туристов. Многие уголки его выглядят вполне достойно и чисто. Что, в общем-то не удивительно при таком количестве боцманов на душу населения...
 Но, конечно, мест, требующих ремонта, много. Значительная часть из них принадлежит военному ведомству. С учётом новых веяний в армии, когда солдаты-срочники должны быть освобождены от каких-либо работ, вплоть до того, что мыть полы и посуду будут гражданские лица, трудно сказать, кто уберёт мусор на территории или подкрасит дверь.
Обводный (или Проводной) канал спроектировал С. Чевакинский, автор генерального плана застройки Кронштадта. Он, по его задумке, должен был проходить по периметру будущего Адмиралтейства. Отсюда и первоначальное название канала – Адмиралтейский. Главным предназначением водоема стало обеспечение противопожарной безопасности городских строений и защита от внешнего проникновения. Позже получил свое нынешнее название, по примеру аналогичного канала в Санкт-Петербурге.

Обводный канал по ходу движения очерчивает своего рода прямоугольник. Его площадь такова, что охватывает примерно 1/5 часть всего исторического центра Кронштадта. В пределах этой территории находится, в частности, построенный в первой половине XVIII века Петровский док. Он относится к самым известным в городе историческим достопримечательностям. Корабли в одной из его частей продолжали ремонтировать вплоть до 2008 года.

Названные выше мосты через этот водоем первое время были разводными. Однако с появлением автомобильного движения их заменили обычными. На сегодняшний день единственным на острове Котлин разводным мостом остается перекинутый через канал Петровского дока.

При повороте Обводного канала, на пересечении улицы Карла Маркса и улиц Советской и Комсомола, устроены так называемые «резервуары» — расширения. Это для того, чтобы баржи, буксируемые по каналу, могли «разойтись», дать дорогу встречному судну.

Все мосты Обводного канала были разводными, кроме пешеходного. Но потом, когда появились автомобили, и Кронштадтский военный порт стал другим по своей оснащенности, решено было заменить мосты неразводными.

Канал и теперь, спустя 200 лет после того, как он вступил в строй, прекрасен. Гранитные глыбы, из которых он сложен, все на своем месте. Дно у канала тоже выложено гранитом. Изумительной красоты чугунная решетка облагораживает эту часть нашего Кронштадта. Она тоже очень пострадала в годы военных испытаний, но недавно была отреставрирована и приведена в порядок.