Строчкой над землёй. Ольга Корзова

Миоль
   Страница на сайте: http://www.stihi.ru/avtor/rjabina1               


                …я была и листвой, и поляной,
                и ручьём, отрицающим смерть.
                Ольга Корзова


 Она живёт на русском Севере, работает в сельской школе и пишет стихи. Несколько лет назад ей позвонили из Москвы с портала «Стихи.Ру» и, не скрывая удивления, сообщили, что, скорее всего, надо быть готовой к приезду в столицу, потому что она, вероятно, попадает не просто в финалисты, а, видимо, станет лауреатом ежегодного конкурса «Народный поэт –  2013» , а посему… нужно приехать за наградой и сказать что-то в ответ на её получение. А мы, дескать,  ничего не можем сделать, потому как за Вас голосуют очень активно. Вот такая история произошла с поэтом Ольгой Корзовой, которая имеет несколько книг и достойно представляет  Союз писателей России, хотя сегодня это может не говорить ни о чём, потому что  «осоюзенных» – великое множество, но поэтов среди них – явное меньшинство, среди которых и наша героиня.
   Звание народного поэта (хотя может ли это быть званием, если не является сутью?), полученное Ольгой Владимировной, стало неожиданным и для неё самой. Она – человек самодостаточный и цельный, очень далекий от тусовок и дрязг, которыми богата «Стихира», давшая приют литераторам. Не секрет, что не всегда победа в конкурсе обеспечивается единственно только высоким уровнем номинированных произведений, отнюдь… Очень важна раскрутка номинанта и голосование не только его ближнего окружения, но и друзей вместе с их кругом, которые, в свою очередь, призовут и преумножат.  Потому так нелепо выглядят некоторые «народные» поэты, сумевшие добыть себе в тяжкой битве за самого себя признание определённой части «народа». Ну да пусть их тешатся, - зерна от плевел отличить можно всегда. Радостно было узнать, что никому не известная, а точнее – не широко (на тот момент) известная в узких стихирных кругах Ольга Корзова совершенно неожиданно стала претендовать… Список её избранных не очень-то и велик, а четыре года назад был вполовину меньше. Просить знакомых, чтобы проголосовали – не её стиль и правила, которые она на липовое признание менять никогда не стала бы, потому как человек очень серьёзный и ответственный. 
Не встретишь под её стихами отзывов,  обильно политых карамельным сиропом, пересыпанных, как сахарной пудрой, «целовашками», «обнимашками» и прочими «…ашками» - этих как бы искренних как бы признаний, писанных как бы душой - сердцем, как говорят на стихире (да простят мне эти рефренчики блюстители хорошего стиля!)

Вот, к примеру, один из её отзывов –  колоритно-важный штрих к портрету Ольги Корзовой, - иллюстрация её не простой северной жизни, в которой полагаться приходится только на себя, - так уж вышло.
 
Рецензия на «Холодное» (Учитель Николай)

«А я сейчас сбегала под начинающимся дождем через улицу и прижалась лицом к сирени, вдохнула её запах.
Дождь, а одуванчики доверчиво улыбаются навстречу. Много их в этом году у дома, рука не поднимается скосить. Ненавижу звуки механической косы, вытащила привычную, русскую. А траву девать некуда. Грустно...» ( Ольга Корзова   04.07.2017)


Ольга Владимировна очень сдержанна в проявлении эмоций, но полученное от неё «Спасибо» стоит дорогого, потому что слов на ветер она не бросает, и если Петру Люкшину на стихи «Молчать!» она говорит: «Спасибо… Потрясена» ( Ольга Корзова   28.06.2017 09:52), то нужно срочно бежать на страницу того поэта, получившего от коллеги столь высокую оценку, потому что оценка эта  будет высокопрофессиональной, во-первых и в самых главных, а её лаконизм станет подтверждением того, что перед лицом настоящего искусства достаточно всего лишь снять шляпу и постоять молча, впитывая, осмысляя, благоговея, ибо многословие в данном случае может оказаться плохой услугой.

Полнится слухами земля русская, тянутся к поэту Корзовой читатели, прокладывая тропинки из разных мест России и зарубежья через труднопроходимые заросли литературного портала. И находят её страничку и, как на свет, издалека видимый, идут на огонёк за глотком свежего воздуха и чистой родниковой воды. http://www.stihi.ru/2012/03/26/3109

***

Не тает. Темно и уныло,
Да ветер идёт низовой.
Скрывается где-то светило
Под снегом, под жухлой листвой.
Катается, точно в берлоге,
Глядит тридевятые сны.
И ёжится берег пологий
В пустом ожиданье весны.

Скуп северный пейзаж поэта, но оттого он ещё краше, что нет в нём фальшивого восторга любования, а всё к месту, без лишних слов. Захотелось откликнуться, и я, помнится, написала стихотворный отзыв на тему ожидания весны, когда ёжик-берег потащит на своих иголках тепло в их суровый край.

    В невысокопарной автопортретной «Молитве о себе»  http://www.stihi.ru/2014/04/29/4480 поэт пытается сформулировать то, что является естеством её поэтического «Я», живущего в тесной связи с его земным воплощением. Автор сужает пространство вокруг себя до «другого конца своей деревни»:

…Разве сумеет дурочка
Жить на другом краю
Даже своей деревни,
Не то что чужого мира?...
Вряд ли неделю вытерпит
И у Тебя в раю,
Хоть и не привередница…

   Было время, когда вместе с мужем уехала Ольга в Израиль, но,  потерявшись в вавилонском столпотворении чужого многоязыкого мира, вернулась в родные гнездовья: http://www.stihi.ru/2010/01/08/8402
 

Совсем другое время за деревней.
Здесь белый снег, нетронутая тишь.
К чему Иерусалим, когда стоишь
И чувствуешь себя лесной царевной?
Сейчас вон те раздвинутся кусты –
Ивняк ломая, выйдет на дорогу
И охнет старый леший: «Слава Богу,
Что вновь домой вернулась, дочка, ты».


    Святой Землей так и осталась для неё скупая красота русского Севера под Архангельском: тишина холодных озёр, отражающих в  зеркальных водах Вечность, лаконичная, добротная архитектура деревянного зодчества Руси, сохранившаяся с давних времён и, конечно же, люди – спокойные и степенные, - главное «достояние республики» - с их самобытным укладом и окающим говором, открытостью и беззаборной жизнью, в отличие от центральной полосы России, где сосед от соседа за высокой стеной прячется, чтобы надёжнее было век коротать. А ей, поэту Ольге Корзовой, не так много нужно, потому что не бытом она озабочена, хотя он в суровом краю придавливает так, что мало не кажется никому:

…Пусть назовут придира –
Всё же не к быту, Господи, –
Хлеба и молока
Хватит ей, чтоб насытиться
И не желать иного,
Видеть из окон реки,
Церковь да облака,
Да иногда рождалось бы
И трепетало Слово…
                «Молитва о себе»


***
               
За её домом растёт красавица ель, посаженная бабушкой в прошлом веке. Ёлка уже до неба дотянулась и видна издалека. Дерево запомнилось и полюбилось многочисленными фотографиями разных времён года, которыми Ольга радует своих подписчиков в соцсетях, а её уютные интернетные странички охотно посещают, чтобы посмотреть на красивые, мастерски снятые ею, северные пейзажи. И, конечно же, к ней идут за стихами, открывающими богатый внутренний мир поэта Корзовой, потому что в тихой красоте её строчек – живая душа, что «родилась крылатой» (М.Цветаева). За яркими впечатлениями ей не нужно далеко уезжать. Силы её таланта и мастерства вполне хватает, чтобы опоэтизировать то, мимо чего пройдёт обыватель, наступив на вьюнок, не заметив цветущей вербы, не услышав весёлой песни ручья.

Кроме леса, куда ещё деться?
Дядька Леший, готовь мне приют,
обнимусь там с берёзой, как в детстве,
и услышу, что листья поют.

Я не стану досадной помехой,
мне по нраву найдутся дела –
грибников выпроваживать эхом
да смотреть, чтобы верба цвела.

А когда лёгкий клин журавлиный
соберётся в чужие края,
я усну, как вьюнок и малина,
и весёлая песня ручья.

И пускай по весне долгожданной
не сумею пробиться сквозь твердь,
я была и листвой, и поляной,
и ручьём, отрицающим смерть.
             «У лесной опушки»
             http://www.stihi.ru/2015/06/22/1

 
   Над некоторыми стихами автор пишет: «Не стихи. Просто выговариваюсь». Читаешь исповедь поэта, и сказать нечего, потому что не находятся слова, которые могли бы соответствовать  горю и поэтической силе, с какой автор отзывается на трагическую гибель любимого брата: переплыл реку и … умер, - чуть-чуть не хватило сил, - остановилось сердце.
    Вот два стихотворения о том, о чём ей хочется молчать, но боль требует выхода. И она выговаривается. Может быть, для того чтобы выжить. http://www.stihi.ru/2016/02/07/6506

***
…Ни зимней, ни летней порою,
хоть век доведётся прожить,
к приезду я стол не накрою,
не стану рубашки копить.
Судьба ли, вода виновата,
не знаю.
                Быть может, по льду
последней дорогою брата
я каждое утро иду…

              ***

Смерть так близко стоит, что вот-вот – 
и рукой за бубенчики  дёрну.
Чуть с неё не пошёл новый год,
говорят, на несчастья проворный, -
високосный. Касьянова злость
белым саваном лепится к дому.
Чтоб звенеть бубенцам не пришлось,
надо сердцем прижаться к живому,
да полвека скользнули – куда? –
не видать. Впереди ещё малость.

… За водою пойду, чтоб вода
родниковая людям осталась.


   Стихи Ольги Корзовой – темперная живопись, навсегда оставляющая потомкам силу и прочность иконописного мазка, доносящего до нас через века штрихи минувшего времени, которые, никуда не исчезая, остаются на сердце незаживающими рубцами.
http://www.stihi.ru/2015/10/25/6409

«Не отошло, а будто бы застыло, \ подобно межсезонью на дворе. \Звоню друзьям, когда молчать не в силах, \ ночами просыпаюсь – на заре \ глаз не открыть. Сама себе не рада, \ как зябкий лист редеющего сада…»

А дальше… Как перед иконой – только молча, потому что любое слово покажется лишним:

 ***

Четвёртый саван в горенке моей…

Уснуть не получилось после гроба.
Читаю до рассвета, выжить чтобы.
Тихонько плачу. Ночи всё длинней,
и темнота вползает осторожно
в пустынный дом. Уже невмоготу
удерживать сознанье на свету.
Но день приходит, точно милость Божья.

Перестою, но пятую плиту
не вынести…


Поэт обрывает повествование, усиливая его короткой строкой. Но мы понимаем, что сказано –  чрезмерно, и больше – невмоготу, и слова, если и найдутся таковые, всё равно окажутся слабее пережитого, а потому, не надо их вовсе.

  Читаешь Ольгу Корзову – словно смотришь чёрно-белую хронику судьбы, имя которой «Россия»..

  …Вымирает край.
Лес вырубят – и вовсе не житьё…
Тут вспоминаем власти добрым словом,
Затем молчим, задумавшись. Сурово
Гремит посудой, наливая чай,
хозяйка, и, вернувшись вдруг к застолью,
так просто, как про будние дела,
без сожаленья и напрасной боли,
вдруг говорит: «Я стопок припасла.
А деньги тут. Хвораю в этом годе,
Почти восьмой десяток дожила.
Так чтобы знать: бельё лежит в комоде.
Ведь вам придётся хоронить меня.
Кому ещё? Вам вроде не чужая,
А наперёд не угадаешь дня».
И мы, ни словом ей не возражая,
Сидим, молчим, как ближняя родня…
           «Сороковины»
           http://www.stihi.ru/2011/01/28/9792


    Не просто живёт человек, отделённый двумя реками от цивилизации, связь с которой возможна только на лодке или вплавь – с лета и до морозов, а потом – пешком по первопутку и льду. Зимой их остаётся в селении всего семь человек, и она, самая молодая, с горечью думает о том, что настанет время, когда зимовать ей придётся одной.
 
   Стихотворение «Мы не вмещались за дощатый стол»
http://www.stihi.ru/2009/05/07/5984, написанное в 2007 году по следам трагического события, спустя годы вывело автора к заслуженному месту в звании «Народный поэт 2013». Искренняя пронзительность Ольги Корзовой смогла пробиться сквозь препоны рейтинговой «премудрости» и была услышана «народом» – той аудиторией, от лица которой и придумана, якобы, конкурсная премия.

… На изломе
Черствело время
                так же, как душа.
И вместе мы собраться
                не могли,
нас собирали только
                дни утраты.
Сначала бабушку,
                потом отца и брата
мы проводили в вечный
                дом земли.
Мы неустанно рушили ту связь,
что нас, наверно,
                берегла годами.
Оправдывались мы
                детьми, делами,
а нить меж нами всё
                рвалась, рвалась…
Но сила, что гнала нас
                прочь и прочь
внезапно изменила направленье.
Мы сразу стали
                старшим поколеньем,
всего лишь за одну - без мамы - ночь.
Вот в доме снова
                шумно, людно, тесно.
Все собрались 
                и сели у стола.
И мамино
                пустующее место
Впервые
                я несмело заняла.

*** 


    В жизни Ольги Корзовой утрат оказалось много ещё и потому, что семья была очень большой.
     Но ведь утраты не дают привыкания к горю…
     Не да-ют! И даже не закаляют. И каждая следующая – с новой силой и болью оставляет в памяти твоей живую мету.

***
                А.Клочеву

Зябкая осень. И ветер, и снег.
Дует из окон и в щели.
Солнце исчезло, должно быть, навек.
Птицы на юг улетели.
Всё, как всегда, но не так, как всегда.
Прежний покой мой утрачен.
Плачет над белой могилой звезда,
Стонут тревожно в ночи поезда,
Многое будет иначе…
                «Памяти Учителя»
                http://www.stihi.ru/2011/10/23/9616

               

И с каждой потерей оно, горе это, ещё больше заостряется, поднимаясь до высот человеческой трагедии, которая, как выясняется вдруг, и есть жизнь.
И она изо дня в день
преподносит тебе и преподносит,
преподносит и преподносит,
а отнимает чаще, чем даёт.
И потери ты принимаешь безропотно, потому что –
ропщи не ропщи,
а вот и ещё одно место освободилось рядом с тобой,
а ты живёшь,
и каждый день массу дел нужных
(или ненужных)
делаешь,
и выходишь из дому,
чтобы по тонкому льду
перейти реку,
потому что на том берегу – школа,
а в ней –
всего-то ребятишек – несколько человек,
да и те – начальных классов.
Но именно ты идёшь к ним,
чтобы научить их элементарной грамоте
и азам арифметики,
потому что кроме тебя – некому…
Но главное – ты хочешь дать им
какие-то более важные уроки жизни,
которых пока ещё нет
ни в одной школьной программе.
Какие?
Этого ты и сама пока что не знаешь…

О чём тебе говорить с ними сегодня?

Ты знала об этом вчера,
когда возвращалась домой,
и когда засыпала,
переделав пропасть домашних дел,- знала.
А вышла из дома и поняла, что не то всё,
потому что сегодня и сейчас важнее оказывается что-то другое.
И ты опять идёшь, превозмогая многое:
усталость,
лень,
фантомные боли,
силу ветра,
который озверело катит на тебя, сбивая с ног…
Но ты идёшь,
потому что они –
                у ж е   ждут…
И потому, что 
                е щ ё   ждут...
И потому, что ты нужна им–
                сегодня и сейчас.
И пока нужна,
ты будешь идти и идти –
по замёрзшей ли реке – напрямки – 
или – за несколько километров в обход,
пока лёд ещё не установился.
А потом –
той же бесконечно длинной дорогой – домой,
чтобы ранним утром – обратно в школу.
И так до морозов, пока лёд не установится.
И до весны,
когда можно будет на своём личном транспорте – через реку –
на вёслах.
Благодать какая, Господи,  – через реку – на вёслах да напрямки!

Сельская учительница…
Какая ты сегодня?
Не озлобила тебя на краю света божьего жизнь,
которая испытывает ежедневно на всё, что угодно,
закаляет и закаляет,
а ты не сдаёшься и не сдаёшься,
идёшь и идёшь через реку или в обход её,
и зла не накапливаешь,
и опять не сдаёшься,
и не ворчишь,
и не…

И стихи у тебя пишутся от щедрой души твоей, и по краю родному с просветительской миссией ты успеваешь поездить, потому что если уж дана жизнь, то «прожить её надо так, чтобы…», и никак не иначе… Никак не иначе прожить её нужно, потому что на другом берегу реки тебя каждый день ждут те, кого ты должна научить, как прожить её, эту жизнь, «чтобы не было мучительно больно», а значит –
снова и снова –
по тонкому льду –
вчера – сегодня – завтра…

***

Не однажды
на пути к школе жизнь Ольги Владимировны окажется под угрозой, но…
пока на том берегу её ждут ученики, она будет идти.

И когда-нибудь
повзрослевшие ребята,
встретившись,
обязательно вспомнят свою первую учительницу –
Ольгу Владимировна Корзову,
которая научила их понимать литературу и любить русскую речь.
И у каждого из них будет что-то своё,
по секрету и в глубине души,
о чём он не скажет никому,
потому что…
не всё можно выворачивать наизнанку!
Но обязательно будет своя маленькая тайна,
которой каждый, как пуповиной,
накрепко связан с первой учительницей,
открывшей ему или ей
дорогу в какой-то,
доселе не ведомый мир.
 
И ещё её ребята, которым сегодня нет десяти, обязательно полюбят стихи, потому что их первая учительница (так уж вышло!) была (в первую очередь?) прекрасным русским (народным) поэтом.
Пока они этого не понимают, но в будущем – непременно – будут гордиться ею. И тем, что имели счастливую возможность видеть её, и слушать её, и читать замечательные стихи о её жизни, и о жизни их маленькой родины, и о жизни России…
Непременно будут гордиться!

***

В конце прошлого века написала Ольга Корзова эти строки: http://www.stihi.ru/2011/09/12/1945

Безнадёжно спивается Русь.
Мужики выгорают, как свечи.
Их судить ни за что не берусь,
Только всё же оправдывать нечем…
………………………………………..
И Высоцкий надрывно хрипит
Про коней, долетевших до края,
Словно верит, что кто-то простит,
Но никто никогда не прощает.
…Не отведав российской тоски,
Пусть любой чужеземец осудит.
Ускакали коньки-горбунки;
Ни жар-птиц,
             ни царевен
                не будет?..
                1996 г.



Новое поколение выросло со времени написания стихотворения. Что изменилось? Кажется, вопрос Ольги Корзовой стал ответом, который можно с сожалением констатировать. Осталась российская душераздирающая тоска, которой сегодня больше, чем во времена Чехова. Страшно то, что тенденции к снижению не наблюдается, а уж с царевнами и жар-птицами – беда просто. Перевелись – улетели? Грустно всё это, очень грустно. И страшно…


***


Давайте вернёмся к стихотворению десятого года «Совсем другое время за деревней» http://www.stihi.ru/2010/01/08/8402, которое упоминалось выше в разговоре о том, что Святой Землёй навсегда оставалась для Ольги Корзовой её многострадальная Россия, вместе с которой только и видится дальнейшая жизнь и судьба поэта.
Но… стихотворение заканчивается слезами, и слёзы эти несколько иного толка.

… Замру в тоске. Зачем так стонут птицы?
Не чают, что ли, снова возвратиться?
Махну рукой. Ответное «прощай»
Вдали стихает. Слёзы льются, льются.
Рукой их вытру, побреду в свой дом.

…А я с чужбины не смогла вернуться,
Осталась где-то в небе голубом.

 Тончайшего рисунка внутренний мир героини, который в двух последних строчках сказал нам об авторе больше всех её прозаических строк (эссе) о житье-бытье, потому что о самом сокровенном можно, оказывается,  всего-то  двумя строчками… И больше ничего не надо. И переводить их, эти две строчки, на доступный обывательский тоже не надо. Вспомним Бальмонта: «Двух вещей я никогда не объясняю: своих поцелуев и своих стихов». И мы не будем настаивать, но стихи о любви Ольги Корзовой почитаем, потому что они тоже настоящие, без пошлых страданий с обязательной слёзо-розо-морозной атрибутикой, когда всё на одно лицо.

***

Не в силах удержать небесный свод,
Я эту честь передаю другому,
Из чьих надёжных рук не упадёт.
Атланту, человеку или гному -
Мне всё равно. Скорее распрямить
Хочу я спину, согнутую небом.
Хочу, как все, любить, смеяться, жить,
Пить молоко с горячим чёрным хлебом.
Не знать о чувстве долга ничего -
Оно не входит в чувства основные.

...Но как мне жить без неба моего,
Без сумрачных небес моей России?
              http://www.stihi.ru/2009/03/28/4885


Поэт пишет о любви, но в конце стихотворения появляется риторический вопрос, на который автор, конечно же, ответ знает. И мы уже догадываемся, что оказывается важнее для женщины-поэта, которая рада переложить все тяготы суровой жизни на могучие плечи атланта, забыв даже про чувство долга, но…
Помните цветаевскую «Тоску по Родине»: «…Но если по дороге — куст \ Встает, особенно — рябина ...»
Вот вам и воспитание чувств, однако…
Вот вам и стихи о любви, в сердцевине которой кроется главная её составляющая – любовь к Родине, святее которой нет для Ольги Корзовой.
А потому звучит у неё ко’рзовское «принимаю, что было и не было» (С. Есенин) ничуть не меньшей силы, чем у крестьянского поэта, далеко ушагавшего за пределы русской деревни.

***
http://www.stihi.ru/2009/07/22/6698

 Если я виновата,
то рано иль поздно
                отвечу.
Не ищу оправданий,
согласна
         за всё отвечать.
Пусть обрушится небо
однажды мне глыбой
                на плечи.
Устою, коль сумею.
Есть прежних обвалов
                печать
на душе. Да и в памяти
слышится звук камнепада,
что когда-то едва
            чуть меня не увлёк
                за собой.
Ничего не прошу;
пусть исполнится всё
так, как надо
той лавине, которую
           мы называем судьбой.
http://www.stihi.ru/2009/07/22/6698


***

В конце апреля 2012 года я прочитала у Ольги Корзовой отчаянные строки, которыми она, как на исповеди, каялась, обвиняя себя в том, что к ней и отношения не имеет никакого:    http://www.stihi.ru/2012/04/29/2487

***

Господи, прости мне суету!
Словно Марфа, хлопочу о лишнем.
Убран дом, и всем хватает пищи,
Но в себе я слышу пустоту –
Чёрную зияющую бездну,
Надо мной имеющую власть.
Господи, неужто я исчезну
Оттого, что просто – сорвалась?
Не хочу. Веди меня от края,
Дай мне душу, полную тревог.
…Надо мной, участливо мерцая,
В дальнем небе вьётся мотылёк.
                2007 г.          

Стихотворение понравилось, хотя больше удивило, но ещё больше – порадовало, потому что такая самокритичность много говорила о человеке, которого я пока совсем не знала. И чувствовалось, что не самолюбования ради написаны автором строки, что боль в них – неподдельная, и просит Ольга… тревог для души, а не успокоения, как большинство жалобщиков на непростую судьбу, которая редко бывает лёгкой. Жизнь беспечная, может, и радостна временами, но ничего она душе никогда не принесёт, кроме, пожалуй, опустошения.

В ответ на её искренние строки  написались стихи, посвященные Ольге Корзовой: http://www.stihi.ru/2012/04/29/2890

***

                Ольге Корзовой
 
 Сорвалась ли?..
 Просто полетела,
 Взяв смелее нынче высоту...
 Ветер за спиною -
 Оголтелый
 Уберёт опасную черту...
Пустота?
 Да нет же - много неба
 Под тобой,
 в тебе,
 над суетой...
 Мотылёк -
 вчерашней смуты небыль,
 Ты - навеки -
 строчкой над землёй.



05 – 7.07.2017

В литературную газету Архангельской области "Графоман"




        П О Э Т Ы :

1.
Верлибра молитвенный свет. Евгений Феодоров
http://www.stihi.ru/2017/03/14/12264


2.
Интервенция откровенности Ингвара Донскова
http://www.stihi.ru/2017/07/01/2702


3.
Театр одного актёра Якова Соловейчика
http://www.stihi.ru/2014/03/23/10507


4.
Стихи и Питер Злойочень Кошки
http://www.stihi.ru/2017/06/15/540


5.
Странник Анатоль Страхов. Два этюда об одном авторе

          *
http://www.stihi.ru/2015/09/28/9438

          *
http://www.stihi.ru/2015/09/28/9516


6.
Строчкой над землёй - Ольга Корзова
http://www.stihi.ru/2017/07/07/148