Дорога на Кронштадт

Вадим Константинов 2
                Справа будет
                Сестрорецк...

                Слева Петергоф
                И Стрельна...
               
                А Кронштадт- что впереди-
                Манит и влечёт!..

                Едем по дороге мы,
                Восхищаясь тем,
                Как цельно
                Рукотворное вплелось
                В ширь балтийских
                Вод!..
                05.07.2017.

                Благодарен за вдохновение Ирине Устиновой

     Кронштадт. Романтическое место, в которое при советской власти можно было попасть только лишь с организованной экскурсией, следовательно - таинственное. Романтическое - потому что золотистый купол Кронштадтского собора в хорошую погоду блестел и завлекал, был виден и из Комарова, и из Лисьего Носа, и из Петродворца. Романтическое - потому, что это город-остров, со всех сторон омываемый морем, и с легендарной историей. Романтическое - потому что Невская губа между устьем Невы и островом Котлин, на котором находится крепость Кронштадт, называется Маркизовой Лужей.
    Третий морской Министр Императорского флота России маркиз Жан Батист Прево де Сансак де Траверсе долгие годы (1808-1828) боевую подготовку моряков проводил исключительно на этом мелководье, исходя из возможной необходимости вести бой в стесненных условиях финских шхер, то есть мелких островков, на небольших судах. Впрочем, возможно, обучать моряков в открытом море ему не позволяло недостаточное финансирование. Морские офицеры возмущались этим и издевательски прозвали место обучения, Невскую губу, Маркизовой Лужей.

     Во избежание наводнений у Петербурга построена дамба, соединившая город с островом Котлин, и по ней проходит скоростная дорога. Большая Нева впадает в Финский залив с северо-востока. Когда в Питере дует частый штормовой юго-западный ветер, он гонит воду из залива в Неву и мешает мощной массе невской воды втечь в залив. Река начинает выходить из берегов и затопляет город. Уникальный щит, питерская дамба - одно из огромнейших гидросооружений мира.  Теоретически теперь наводнения возможны только из-за паводков - таяния снега весной, а зимой при внезапном замерзании льда в Невской губе и образовании шуги (водно-ледяной массы), препятствующей течению воды.
    Дамбу начали строить в 1979 году, а 12 августа 2011 г. дамба сдана в эксплуатацию. Практически проблему наводнений дамба не решила. Через несколько месяцев после ввода в действие дамбы, во время сентябрьского 2011 г. подъема воды, створки ворот КЗС не закрывались, и часть центральных приневских районов города был подтоплена. 28 ноября того же года во время атлантического циклона, нанесшего ущерб значительной части европейского континента, дамба свою задачу выполнила и город не был ни затоплен, ни подтоплен. Вместо этого вода затопила территорию почти всего парка Сестрорецкие «Дубки», высота которого не менее 3 м.
    27 декабря 2011 года гидрологи зафиксировали превышение отметки 160 см над ординаром. В Санкт-Петербурге произошло 309-е наводнение. Водопропускные сооружения пришлось закрыть, 20 судов не смогли войти в порт, в том числе паром с 1200 пассажирами, остававшимися в море в штормовую погоду более суток. Однако, несмотря на закрытие дамбы, затопленными оказались прибрежные участки намыва «Морской фасад» на Васильевском острове, была размыта дорога между Большой Ижорой и Лебяжьим, что за пределами дамбы.   

    Интересно, что идея дамбы и дороги по ней первоначально возникла в 1845 году: предполагалось соединить Санкт-Петербург с Кронштадтом железной дорогой через Лисий Нос именно по дамбе!

    По обе стороны острова Котлин, и в Маркизовой Луже, и в открытом пространстве Финского залива расположены искусственные острова-крепости - форты Кронштадта. Они выглядят как мелкие островки. Первый такой форт Кроншлот был выстроен в 1704 году по эскизу самого Петра Первого. Осенью 1703 г. по его указу было проведено обследование отмели, тянувшейся от южного берега Финского залива к острову Котлин, тщательно промерены глубины; затем в Воронеже Петр лично изготовил деревянную модель круглой 3-х этажной крепости, которая и была построена на искусственном основании чрезвычайно быстро. Стены здания толщиной 1,5 метра были сделаны из смеси глины, песка и измельченной соломы на деревянном каркасе, основание защищалось снаружи ледоломами из ряжей, заполненных камнем. Расположение амбразур обеспечивало круговой обстрел из пушек. Уже через месяц шведы испытали на прочность новую крепость, но ушли ни с чем.