Недовольство

Нурсулу Жайлыбаева
 Вообще, сущностная характеристика человека, развившаяся исторически, состоит именно в его активной созидательной деятельности. Но капитализм подавил эту деятельность, освободив миллионы людей от непосредственного общественного труда и тем сделав для них трудом всякие занятия личного характера, услуга, торговля и т. д. И человек, таким образом, неожиданно отделившись от общества, оказался предоставленным себе и произволу судьбы. И это не философская абстракция, а реальность, только благодаря которой до сих пор развивалась история в поступательном движении. Во всяком случае, во все времена праздные люди составляли лишь единицы, а большинство было охвачено организованным трудом. И здесь каждый свою ситуацию изменял сам, и вместе с тем совместными усилиями изменяли и общество, когда назревала такая необходимость. И эта необходимость одними чувствовалась в виде недовольства, а другими осознавалась. Просто до этого люди рассматривались как «пассивная толпа», которую могли пробудить и повести только сильные личности. В таком понимании масса лишь безмолвно выполняла волю Всевышнего, вышестоящего начальства.
Но ведь и такую волю-то люди выполняют потому, что она соответствует их воле и стимулирует их созидательную деятельность, которая всегда была связана с обществом. На протяжении веков, крепостные крестьяне,  например, даже не подозревали, что они крепостные и что им нужно освободиться. А когда же воля помещиков стало противоречить их желаниям, они восстали против своих хозяев, и этого никто уже не предотвратил, и в итоге все завершилось ликвидацией помещичьего строя. Так происходило всегда, и только активность и преобразовательная деятельность человека изменяла мир, когда он испытывал недовольство и необходимость его изменения. Рабочий же, почувствовавший свою порабощенность, в конце концов, так же перевернул мир, и как итог всего этого движения общество «очеловечилось». И теперь, как видим, человек свободен и предоставлен себе. И в принципе он все делает сам, сам добивается всего своими усилиями, способностями. И в эти условия, «когда каждый должен выживать сам», поставлены миллионы людей. А общество, воплощенное в государстве, как раз отстранено от этих людей и «не вмешивается» в их дела. И весь смысл происшедших перемен состоит в том, что раньше люди были объединены и охвачены общественным трудом. И в этих условиях никто в одиночку не выживал, и совокупная деятельность этих людей организовывалась в созидательный общественный труд. Теперь же наоборот, люди разъединились и рассеялись и каждый предоставлен себе и той сумме денег, которую он может делать.