Раскрыть механизмы развития кризиса

Нурсулу Жайлыбаева
Кризис — очень расплывчатое понятие, в которое можно вложить сколько угодно  смыслов, если не раскрыты его механизмы. Вообще невозможно понять ясно этого явления, если четко не представлять кризисы, в которые заходят люди, и заходят в силу самоликвидации денег, когда бессмысленно теряются миллиарды, сводя людей с ума, тогда как при помощи этих денег можно было бы объединять людей и формировать коллективы, чтобы люди все могли решать сообща, вместе. Ведь над всеми ими как рок висит угроза гибели. Понятие "деградация", что мы применяем по отношению к индивидам, отражает общество и вполне соответствует его распаду, и имеет отношение к каждому отдельному человеку. И здесь мы имеем дело не просто с кризисом, а с тотальным, не разрешимым кризисом, когда к экономическому и прочему прибавляется и человеческие, психологические формы его проявления. Правильным будет поэтому понятие "распад", "крах", который происходит не резко, а поэтапно, тем самым давая людям время на раздумья. Поскольку распад есть необратимый распад общественных отношений именно капитализма, то решить его могут только люди, блокируя деградацию и выводя индивидов из нее. А это требует концентрации внимания на человека и понимания кризиса по отношению к нему. Не деньги (банкиры, миллиардеры) должны манипулировать людьми, а люди. "Банкиры", "миллиардеры и прочие — это не реальные люди, а социальные фомы, подчиненные маханизмам денежного обращения, экономические структуры современного общества, как и "капиталисты", "рабочие" и т. д. и как люди они просто не подозревающие, кто они на самом деле. И все они не только вовлечены в распад, но и работают на него, включенные в его механизмы как его элементы. И именно они, бессознательно осуществляя этот распад, прежде всего гибнут сами, тем самым в эту гибель вовлекая и массы. А то, что они из себя строят богов — это просто иллюзия денежной психологии.

Но особенность распада общества  состоит в том, что в ходе углубления он  рождает сознания этого нисходящего движения, тогда как развитие капитализма этого сознания не давало. Так что здесь мы ясно видим перспективу, как общество изменится, так же независимо от этих рыдающих людей. А за чем следят власти и их платные идеологи? Просто за внешним движением этого процесса, совершенно ничего не зная о том, что происходит в людях и в их сознании. Они следят просто за движением товаров и деньгами, за товарооборотом внутри страны и в международных отношениях, они следят за их ценами и прочими. Просто следить за тем, как это общество умирает в распаде, это мы видим все, и "идем туда, куда все". А тот факт, что вместе с этим умирают и люди, этот факт никого поэтому не волнует. Надо спасать  экономического положения, деньги и прочие.

Распад умирающего общества как общества обреченного невозможно останавить, а людей вывести из деградации можно, если знать особенность кризиса, охватившего их.

Распад как научное понятие поэтому вообще не установлен в отношении к обществу. Ведь кризис оставляет надежду, что умирающая система может возродиться, временами заряжая людей энергией. Но не оптимизмом. Экономические отношения капитализма как отношения производственные действительно были не устранимы по самой своей сути, а потому социализм их расстроил и разбил. Дальше они были разложены деньгами, оказавшимися в руках людей, то есть в процессе их индивидуализации (разгосударствление, приватизация).  И между людьми сложились чисто денежные отношения, уничтожившие все моральные устои прежних поколений.

Социализм – период постепенного и медленного свертывания экономических отношений капитализма политическими методами, обусловившего моральный упадок. И современный капитализм, как бы его теперь ни называли, разлагается точно таким же путем. И мир погружается в хаос. И я не думаю, что если начались процессы разложения, то они остановятся. Раковая опухоль уже проникла во все клетки капитализма, и он попросту гниет в денежных отношениях, принимая все более уродливый вид.  До какого абсурда идеологи бизнеса здесь доходят?

Я это называю периодом разрушения механизмов развития капитализма — разложения экономических отношений общества, где гибнет не общественное производство, а способ производства капитализма, что и начался в советском обществе. Так называемые "малые" и "средние" предприниматели, коммерсанты, бизнесмены и прочие, появившиеся в распаде  в постсоветском пространстве по щучему велению — они продукты распада и чисто индивидуальные, психологические категории, в которых мы видели только распад, распад производственных отношений, общества, жизни, в противовес которым развивалось сознание распада, протеста, недовольства, где в силу вступали просто индивидуальные механизмы. В конце концов, социализм свернул все общественное производство и тем создал настоящий хаос.  Поэтому период разрушения «вещных» отношений и их превращение в денежные обычным сознанием переживается не просто как кризис, а как крах, а властями – как нечто временное, с чем они будто справятся, манипулируя этими же деньгами, тогда как на самом деле все взваливают на обычных налогоплательщиков. а становления индивидуальных связей, облеченных только в деньги, не воспринимается.
А это ведь главное, что нас ориентирует на будущее с точки зрения людей, что из настоящего вырастет, тогда как все остальное, включая и государства, исчезнет в ходе дальнейшего развития. Этот период мы условно назвали «становлением владельца денег» — самая настоящая иллюзия, которой (разрушительные силы) питали людей и продолжают питать. И вот этот владелец денег уже свихнулся, почувствовав свой конец. Ждут теперь «катастрофу», тогда как в мире накопилось столько денег, что ими можно было бы преобразить мир и сделать его человеческим.
 
Итак, нас уничтожает полное невежество, то самое невежество, в котором держалась основная масса населения на протяжении многих веков и при помощи чего правящие классы и богатые слои могли держать в узде каждое данное общество — общества рабов, помещиков, рабочих, в общем бедных и нищих и что теперь превратилось не только в величайшую преграду на пути прогресса, но и в величайшую разрушительную силу. Да и прогресс уже больше не выражается в тех фактах, на что делал ставку капитализм и даже социализм. Он уже связан с людьми и их развитием как людей В настоящее время мы поэтому движемся совершенно стихийно, бессознательно в полном смысле этого слова, оценивая мир с точки зрения вертящихся и крутящихся индивидов, попав в необычные условия в распаде, и в этой ситуации ориентируясь только на стандарты относительно благополучных западных стран, т. е. сравнивая себя с развитыми странами, с их образом жизни, формами управления, способами производства, культурой и т. д., и в них ища ту модель развития, которая нужна нам. А то обстоятельство, что у нас есть свой, неповторимый путь развития, предопределенный всем нашим предыдущим развитием, это  нас пока не  интересует. Я не говорю об уникальности сложившейся исторической ситуации и ее несравнимости с другими странами, еще не пережившими такого распада. Я вовсе не случайно в качестве отсчета взял человеческий дух и его возможности к развитию, заложенные именно в нем самом самой природой и историей и который и должен раскрываться в зависимости от обстоятельств. И что человечества спасет не что иное, как именно этот дух, рождению чего и способствовало социалистическое движение и его провал  в постсоветском пространства. И пока этот неистовый молодой дух в суровой борьбе с сложившимися неожиданными обстоятельствами обретет сознания, соответствующего ему, люди будут смотреть куда угодно, но только не на себя. И друг для друга они останутся чужими и безразличными, мечтая о том иллюзорном благополучии, что имеют люди на Западе. Я размышляю о человеке и его реальной жизни в системе его социальных связей. И хочу осмыслить его в его истории и будущем, анализируя настоящее — провал, что и называется кризисом, а я  его называю "распадом". И уникальность распада в том, что он впервые в истории рождает дух нового человека — разрушителя.

В чем суть столь резкого и неожиданного общественного ппровала? В том, что  первоначальный общественный проект, в итоге предполагавший «изобилие  и свободное потребление» как общественное благо, как цель, заменен стремлениями индивидов к  их собственному благу, в котором общественное благо и общественные идеалы, двигавшие людьми ранее, подверглись отрицанию, а индивидуальное благо (бытие) каждого  возведено на уровень высшей категории — принцип обогащения каждого (экзистенциализм), жажда наживы. И с этими стремлениями, стремлениями, так бурно развивавшимися, мы и оказались в таком объективном положении, когда миром двигают  не интересы общества, организовавшего этих людей, а бесчисленные индивидуальные стремления людей,  их страсти и амбиций, противостоящие обществу и воюющие с ним и друг с другом. А это то, что ныне называют «бизнесом» и что я определяю как «делание денег» – коренной принцип, на котором сидит наше общество после распада социализма, смысл которого до сих пор не раскрыт.

Но при объективном человеческом понимании все это свидетельствует о том, что в результате распада социализма произошли качественные сдвиги в сознании людей,  коренным образом изменившие направления развития общества. И она вступило не на западный путь, а в новое и неизвестное пространство. С другой стороны, это свидетельствует еще и о том, что эти изменения были подготовлены всем предыдущим развитием социализма, и они носят объективный характер, вызваны внутренними противоречиями развития социализма.

Но каковы сущность и содержание этих объективных и неожиданных изменений, имеют они объективную логику и закономерность? Эти вопросы еще не анализировались и не осмыслены после той примитивной мысли, что социализм оказался «роковой ошибкой истории». Почему наше мышление оказалось бессильным проникнуть в сущность этих явлений и найти порядок во всем движении, кажущимся беспорядочным только во внешних проявлениях и по видимости? Что происходит с нами, и почему мы вдруг оказались во власти индивидуального сознания, для которого не существует никакой закономерности в общественном и историческом процессе развития человечества, куда делась научное познание и философское видение реальной жизни? И вообще, когда это было так, чтобы люди не организовывались и жили так, как им заблагорассудится? И когда было так, чтобы миллионы людей организовывались государством? Никогда такого не было! А мы и живем в этом пространстве. И чего же нам здесь не хватает? Внимания государства? Или внимания друг к другу этих разрозненных людей?

Ведь очевидно, что огромный отрезок времени, пройденный общественно-историческим развитием за 70 – 80 лет, не может быть просто «роковой ошибкой» истории, следствием сплошных  просчетов, допущенных на предыдущем этапе. Создается впечатление, что социализм есть просто конструкция, которую соорудили по ошибке, а теперь в поте лица разбирают и переделывают ее, проклиная ошибки своих  предков. Имея дело с историческим явлением — общественно-политическим движением, глубоко изменившим за последнее столетие весь облик мирового развития, мы весь этот материал рассматриваем так, будто речь идет о чем-то незначительном, действительно не заслуживающим интереса для понимания нашей жизни, больше того, исторического процесса развития человеческого общества. Если, по нашему мнению, рыночное общество имеет свою тайну, то ее тем более имеет и социализм. Многие умудрились рассматривать это общественно-политическое движение продуктом политических интриг и государственного управления, будто историей двигали отдельные люди, стоявшие у руля корабля. Этот обычный взгляд, не имеющий ничего общего с научным пониманием, сегодня распространяется и на наше развитие. И это самая большая ошибка, которую допустили люди бывшего советского общества, — ошибка, за которую они расплачиваются по сегодняшний день. Нас уничтожает, следовательно, полное невежество. Непонимание того, что происходит с нами и что все названные разрушительные страсти людей, пущенные в "самотек", должны быть общественно организованы (государство к этому даже не имеет никакого отношения, и оно, наоборот, уходит от людей, а чиновники уже давно отгородились и уже закапываются в землю или строят себе замки под водой). Поэтому новая организация людей, сознательное отношение именно к ним, к этим их страстям и сознанию — все это есть необходимость. И наступило время, когда надо заниматься не экономикой или политикой, возводя именно их в ранг высшей ценности, а людьми и их сознательным формированием. И не трудно себе представить, как в Казахстане государство воспитывает людей и во сколько это обходится самому этому бедствующему народу.