Ступени поэтического мастерства часть третья

Лев Вьюжин
Следующий этаж поэтического храма, на который нас ведут ступени мастерства, заметно отличается от первых двух. Творческого народу здесь намного меньше, но поэзии неизмеримо больше.
Атмосфера просторных помещений данного уровня наполнена бесконечным количеством поэтических образов. Повсюду рассыпаны жемчужины мыслей. Знакомые слова здесь обретают неимоверную глубину и удивительную мелодику… Правда, довольно скоро выясняется одно обстоятельство – среди всего этого поэтического богатства надо искать свои, только тебе принадлежащие драгоценности, поскольку душа, поэтическая душа, та, о которой так много говорилось ранее, отказывается принимать какие-либо перлы, не подходящие твоему внутреннему самоощущению.
Достигший данного уровня поэт вдруг очень точно и изнутри начинает понимать доселе просто красивые выражения – «душа обязана трудиться…», «тысячи тонн словесной руды…», «муки творчества…» Ему приходит осознание того, что слова, из которых он создает образы и музыкой которых он наполняет произведения, слова, над которыми он имеет весьма большую власть, не только подчиняются ему, но и сами требуют, выдвигают условия и настаивают на правах.
Появляется к тому же фигура читателя. Пусть он – и «обманываться рад», и «обмануть его не трудно», но поэт чувствует, что читатель имеет иногда почти физическое влияние на процесс создания стихов.
Попытки порой дать себе послабление, недоработать, поиграть в творческий беспорядок и поэтическую неряшливость, почти не заметны со стороны, так как техническое мастерство скрывает недостатки и выводит на первый план достоинства, неоспоримые и заслуженные, но самому поэту эти пороки будут видны всегда. Укоры собственной поэтической совести – неотъемлемый атрибут того высокого уровня, на который мы с вами поднялись. Пронзительное и глубокое понимание поэзии на данном этаже храма ощущается не только наградой, но и бременем.
Большое количество действительно хороших стихов, выходящих из-под пера, искупает, казалось бы, творческие трудности, мучения, душевные усилия, благосклонные отзывы читателей и критиков тоже, вроде бы, доставляют немало радостных минут, но, почему-то, нет полного удовлетворения, нет ощущения покоя и равновесия. Что-то незримое постоянно подталкивает в сторону ступенек, ведущих на следующий этаж.
Умудренный опытом, взошедший на серьёзный поэтический уровень, постигший множественные секреты мастерства поэт чувствует, что и там, скорее всего, облегчения не наступит… Очень немногие все же уходят выше.
Мы тоже последуем туда. Познавательную экскурсию никто нам запретить не в силах.

(продолжение следует)