Таинственный остров или город в джунглях

Сергей Новиков Хабаровск
    Путешествие на катамаране по Амуру.

   С утра задул упругий юго-западный ветер. Мы подняли  паруса, и вскоре наш катамаран затерялся в бесконечном лабиринте проток. Мимо проносились зеленые острова в ослепительном ожерелье белых песчаных берегов.

   К полудню вошли в протоку, соединяющую Амур с озером Болонь и налетевший жаркий ветер сдавил наши легкие пряным дыханием тайги. К берегам подступали могучие стволы деревьев. Кроны старых кедров были оплетены лианами винограда. Солнечные зайчики прыгали по нежной зелени огромных листьев маньчжурского ореха, серебром отливала пробковая кора амурского бархата. Под налетавшими порывами ветра тайга тяжело вздыхала.  Тревожный шепот листвы сопровождал нас до самого впадения в Болонь, где гул речной протоки сменился тишиной беспредельного озера.

   С далеких лесных берегов донеслась дробь дятла…

   Распустив паруса, катамаран бесшумной птицей приближался к островку, парившему над водой в жарком мареве воздуха.

   У  Фенимора Купера девственные леса Онтарио оглашались криками индейцев, вступивших на тропу войны. Вокруг нас не было ни души. Впрочем, всегда ли так было?
 
   На берегу дремали старые дуплистые липы.  В сонном воздухе кружилась стайка темно-синих махаонов, и от этого виденья возникло ощущение какой-то вечной неизменности вещей. Как в той арабской сказке, где джин каждые пятьсот лет посещал одно и то же место и встречал там то - море, то - город, то -  пески.   И всякий раз на его вопрос раздавался голос: «Так было во веки веков». Недалеко от лип лежали черные валуны, вокруг которых валялись груды серых черепков битой посуды. Среди гальки стали попадаться удивительные  бронзовые украшения: подвески, женские серьги,  бляшки от поясов…

   Солнце уже клонилось к горизонту, но в предчувствии открытия, мы забрались на вершину небольшой горы, потухшего вулкана. Сверху открылся сказочный вид.  Сотканная из золота паутина заката опустилась на землю и осветила   могучие земляные валы.      Вдоль насыпи журчал  ручеек,  сверкая в последних лучах солнца и   теряясь в изумрудной траве.
    
   Кто из нас в детстве не мечтал  собственными глазами  увидеть затерянный в джунглях Индии древний храм или город ацтеков, сохранившийся под раскаленным небом Мексики…

   Так в какой же точки истории бросило якорь наше уютно обустроенное  суденышко –  машина времени?

    Там, где сейчас бушует амурская тайга, во времена Киевской Руси стояло могущественное государство чжурчженей. На берегах Амура кипела жизнь: строились крепости, развивались ремесла. Прирожденные воины, чжурчжени в тринадцатом веке покорили Китай, они занимались хлебопашеством и скотоводством. Нас удивляет высокая цивилизация ацтеков, но не удивителен ли государственный феномен, возникший в средние века на амуро-уссурийских землях? Чжурчжени создали не только письменность и литературу, но даже открыли свой университет. При дворе чжурчженьских императоров велись летописи, в которые вносились события местной истории и международные дела.

   Какой богатый и нетронутый пласт для создания исторического романа о далеком прошлом наших земель!

   Прошумели века, заросли тайгой городища. И вот, в ста шагах от нас лежали остатки крепости  а, быть может, кургана -  места захоронения чжурчженького  военноначальника.    Усыпанная битой керамической посудой земля вокруг лип  – это место тризны по погибшим в сражениях воинам…

   Вечер выдался душный и палатку мы не ставили. Долго не могли уснуть. Какой-то зверь, наверное, кабан, спустился к воде. Хруп черепков выдал его приближение. Вдалеке небо прорезывали молнии.

   На рассвете мы покинули таинственный остров. Впереди нас ждали новые приключения.