Великий романтик

Игорь Карин
      То, что воспоследует, может вызвать у многих и многих отвращение. Да, это не очень в «теме», а скорее в теме «Культура чувств», до которой мечтаю дожить.  Но связь с Триадой здесь самая прямая.  Дело в том, что наши чувства зависят от стадии нашего развития, а на второй стадии преобладают несвойственные Личности чувства, о  чем сказано у Канта, - простите за напоминание о моем эссе о нем.
    Вот и, размышляя «в постели» о вчерашней беседе с внучкой, я задумался о том, где же эта «А роза упала на лапу Азора», которую я показал моей школьнице, перешедшей в третий класс. И знаете, забыл название сочинения А.Н. Толстого. Полез в указатель его сочинений и натолкнулся на статью, которая и обозначена в моем заголовке. Думал, это про Лермонтова - отнюдь,  о нём – ни слова, и понятно мне, почему.
   Итак, А.Н.Толстой. Собр. соч. Т.10 – М.,1961. С. 281:
      «Представьте время царствования Александра III»  … Ни едкой злобы Щедрина, ни печальной иронии Чехова…
   «В такое -то время в мою жизнь ворвался маленький человек со всклокоченными волосами и голосом, раскатывающимся по вселенной, стал рассказывать о «Тружениках моря», о «Соборе Парижской богоматери», о «Человеке, который смеется»… Взмахами кисти, почти похожей на метлу, он рисовал портреты гигантов. Гневными взмахами метлы он разогнал мещанские будни и увлек меня в неведомый мир страстей Большого Человека.
   Он наполнил мое мальчишеское  сердце пылким и туманным гуманизмом. С каждой колокольни на меня глядело лицо Квазимодо, каждый нищий-бродяга представлялся Жаном Вальжаном».
      « (С.282) Справедливость, Милосердие, Добро, Любовь из хрестоматийных понятий вдруг сделались вещественными образами .. Мальчишескому сердцу они казались титанами, и сердце училось (!!) плакать, негодовать и радоваться в меру больших чувств» (!!!)…
   «(С.283): Это было хорошо и грандиозно – будить человечество…»
         (Всё это не что иное, как быстрейший переход на Третью стадию развития Человека. Личность уже оформилась, и чувства сложились!)
     (с. 284).  «Оглядываюсь на призраки моей юности … с улыбкой горячей благодарности вспоминаю мои былые восторги. Гюго научил моё сердце биться (!!) – наука пошла на пользу. Я вновь в Большом мире среди Больших людей…
  Вот та точка, где соприкасаются романтизм и реализм. Но этот наш новый романтизм – другой природы, чем идеалистический романтизм Гюго….
   В нашей стране уничтожена грань между романтиками и реалистами. Мы, участники строительства нового мира, созидатели Большого Человека,  - романтики и реалисты в одно и то же время.
    Виктор Гюго  всегда с нами, хотя мы и не всегда и не во всем с Виктором Гюго.»
   
   Конец прекрасной, поэтической статьи-эссе! Отыщите эту статью, и да будет она для вас образцом понимания Высоких Чувств  Личности на Третьей стадии её Триады!
     И любой непредвзятый Читатель, думаю, сразу поймет, что Лерма был сражен гением Гюго, но просто не успел стать ему под стать, да и  соревнование с Байроном стало тормозом на его Пути.
     А насчет возможного отвращения к А.Н.Толстому, так скажу, что этот десятитомник мне в свое время продала молодая коллега почти за бесценок, ибо ей было стыдно перед "милыми еврейскими мальчиками», которых она приглашала в свою квартиру, держать у себя этого «продажного писателя, служившего большевикам за чечевичную похлебку».
   Всё тот же К.