Продолжаем о хайку

Мила Малинина
О том, что читая  современные хайку наших авторов,  ловишь себя на мысли, что не откликается и начинаешь читать японских поэтов в переводах А. Долина,  В. Марковой… я уже писала. Так понимаю, что наши хайдзины еще спорят о метафорах, о том, что Масаока Сики  предлагал хайку  писать только существительными.  И очень часто я думаю о тех, кто только начинает свой Путь в жанрах японской поэзии. А ведь  первые шаги очень важны и они будут определять  весь дальнейший Путь.  Хочу привести один из приемов для написания хайку из книги Джейн Рейхолд "Пишите хайку!".  Все примеры берутся из этой книги. Джейн Рейхолд представляет всего 24 приема для написания хайку.

"Хайку – жанр поэтический и использует поэтические инструменты, в том числе такой  испытанный, как метафора…  Применяйте метафоры в своих хайку, как нас учат японские мастера".
 Здесь речь идет о знаменитом стихотворении  Басё

На голую ветку
садится ворона –
осенние сумерки – (с).

" 9. Прием наброска, или сядзэй.   Хотя этот прием часто называют термином сядзэй(набросок, сделанный с жизни), который предложил для него Сики, или  термином сядзицу(реальность),  использовался он в поэзии на Востоке с незапамятных времен. Поэтический принцип состоит в том,  чтобы "изображать предмет таким, какой он есть". Сики взял этот прием на вооружение и сделал знаменитым, потому что взбунтовался против многих других приемов, используемых в хайку. Сики, видимо, по своей природе принадлежал к категории людей, которые  возражают против любого статус кво, - настоящим бунтарям. Если поэты постарше  злоупотребляли какой-нибудь идеей или методом, то он  предлагал альтернативу. Новый прием использовался, пока тоже не надоедал тому, кто предлагал какую-то замену.  Видимо, так одни поэтические стили выходили из моды, а другие входили в употребление.
      Сики ненавидел ассоциации, контрасты, сравнения, игру слов, каламбуры и загадки – все то, о чем идет речь в этой  книге. Он предпочитал спокойную простоту констатации того, что открывается его взору. Ничего больше в хайку, по его мнению,  происходить  было не должно. Он находил невыразимую красоту в обычных вещах и просто сообщал о том, что видел. Девяносто девять процентов его хайку написаны в таком ключе. Многие до сих пор считают, что он был прав. Есть картины, которые лучше всего передавать как можно проще. Но сам Сики в 1893 году, написав множество хайку в своем излюбленном стиле, понял, что исписался, что его новая идея может потерять свой блеск. Таким образом, прием, предложенный Сики, можно признать одним из ответов на вопрос, как писать хайку. Однако полного и окончательного ответа на такой вопрос нет и быть не может.

Вечер
волны накатываются на берег
одна за другой"


Какой можно сделать вывод:
Что "Прием наброска, или сядзэй" - один из приемов для написания хайку,  его можно применять, но он обеднит вашу поэзию.   
И не стоит игнорировать другие приемы для написания хайку.