Древние литовцы. ч. 1. Крев за крев

Ида Чех-Рапайкова
Журнал Министерства народнаго просв;щенія, Том 42,Выпуски 4-6 [Санктпетербургъ, Императорская академия наук, 1844]

Народ литовский в глубокой древности имел письмена двух видов:
1) руны, заимствованные от Скандинавов (на берегу р. Пены, между Одером и Эльбою, где жили Геруллы, найден камень с рунической надписью к богу Перкуну на литовском языке)
2) письмена собственно Литовские, употреблявшиеся для надписей на щитах, гербах, знаменах и пр.

Прусский Доминиканец Семеон Грунау, писатель ХVI века, нашел такую надпись, которая находилась на Литовском знамени. Лука Давидъ в Прусской хронике поместил снимок  с нея и некоторые Писатели считали эту надпись и самые письмена  простою выдумкою; но наш Байеръ открыл ту же надпись из других источников и находил сходство с буквами Иверийскими, после оказалось, что это письмо было известно еще Бретхену и древнейшим Прусским Писателям, и за тем не осталось сомнения, что письмена у древних Литовцев действительно были. Ученый Шведъ Тунманъ, сравнив упомянутую надпись со всеми известными древними письменами,  прочитал в ней молитву к богу Курко или Курхо.

Правление и Религия. В древности правление Литовцев было теократическое-демократическое. Общественные дела решались на народных собраниях, но преимущество имел голос верховного жреца Криве-Кривейто [обратим внимание, что на польском будет записано не через "и" - а через "е" - Крев - кровь - прим. И.Р.], изрекавшего волю богов.

Боги. Литовцы чествовали следующих богов:

Прамжимасъ или Прокоримосъ - по Латышски - Ликтенсъ - то есть судьба - управлял судьбою земли и самих богов. Он обитал в небесном пространстве, и жил во дворце "прамжу", окруженном садами.

Однажды Прамжимасъ из окна своего дворца увидел, что на земле свирепствуют войны, разбои и нечестие, и в наказание людей, а особенно злых исполинов, послал на Землю два злых существа Ванду и Вейю, то есть Воду и Ветер, которые затопили всю землю. Наконец, бог умилостивившись, укротил воду и огонь, вода спала - люди и животные разошлись по всей земле; только один мужчина и  одна женщина остались на той земле, от которой произошли литовцы. Но как они по старости не могли иметь детей, то Прамжимасъ послал к ним Линксмину - радугу, которая посоветовала им скакать через кости земли. Мужчина перескочил 9 раз, и явилось 9 юношей; женщина перескочила тоже 9 раз, и явилось 9 девиц. Из них произошло 9 литовских племен.

2) Оккапирмасъ или Оккасъ или Орасъ - предвечный распоряжался временем и атмосферою. В праздник, установленный в честь него, около 25 Декабря, очищались от грехов и узнавали будущее.

3) Виршайтосъ - бог имущества движимого и недвижимого

4) Перкунъ - громовержец, бог грома, молнии, грозы и непогоды. Его особенно чтили и ему усиленно молились Литовцы, чтобы пощадил их поля; ему посвящен был один день в неделе - пятница; жрецы каждый день приносили ему жертвы. А Криво-Кривейто изображение его имел на своем нарядном платье.

5) Кавасъ или Кавлясъ - бог войны, которому посвящен был месяц Мартъ; ему молились Литовцы, готовясь идти в бой [вспомним Весну Священную - прим. И.Р.]. Вороной конь и черный петух были символами Коваса и приносились ему в жертву и изображались на военных знаменах. В Ревеле в церкви Св. Олая, до сих пор хранится знамя, отнятое рыцарями у Лотвы, с бронзовым петухом; в Кенигсберге было знамя Кейсутово, на котором был изображен скачущий вороной конь, а на нем - черный петух.

6) Рагутисъ - бог пчеловодства, пивоварения, винокурения, особенно получивший хвалы на пирах и попойках.

7) Сотваросъ - бог солнца, пастухов, поэтов и лекарей.

8) Атримпосъ - бог моря и воды. Символом его была урна, наполненная водою с водяным ужем и прикрытая снопом.Его истукан в виде ужа, свившегося спиралью, с человеческой головою, стоял в капище в Ромнове, по левую руку Перкуна. На большой хоргви Прусской он изображался в виде юноши, увенчанного колосьями. Жертву ему приносили при зажженных восковых свечах - янтарь, а иногда и младенцев, которых жрец приготовлял трехдневным постом.

9) Гардеольдисъ, Гардоайтисъ, Пердойте, Пердойтусъ - бог ветров и морских непогод; он жил среди моря и владычествовал над ветрами; изображался в виде великана. В жертву ему приносили рыб в глубоких сосудах - в знак того, что он господствует в глубинах морских.

10) Поклусъ, Пиколъ, Пекола, Прагартисъ - бог и мучитель душ по смерти людей [cр. Пекло - прим. И.Р.], изображался в виде старца с седой бородой, бледным лицом, неподвижными глазами, поднятыми вверх, голову имел он, небрежно обвитую белым платком, являлся людям как предзнаменование близких бед и любил пугать детей. Символом его были три черепа: бычий, человечий и конский. [по рассказам очевидцев подобных старцев часто видели перд Великой отечественной и во время её по     лесам в Белоруси - прим. И.Р.]

11) Кругисъ - покровитель кузнецов

12) Земеникасъ, Курко или Курхусъ - бог плодов земных, мрака и домоводства. Ему усердствовали содержанием ужей, которых кормили молоком, приносили в жертву начатки плодов, от ловли рыбы и зверей. Его Капище было в Пруссии в Гейлигенбейле, где горел неугасимый огонь. Истукан его каждый год разбивали и делали новый. Молитвы к енму писались на  хоругвях.