На Седьмом небе музыкального счастья

Музыковед Ирина Нестерова
Уроки «Веселой вдовы» и «Цыганского барона»

В далеком XIX веке в Рязани был Оперный дом, который пользовался большим успехом не только у его жителей, но и жителей ближайших городов, включая столицу. По историческому стечению обстоятельств Рязань старше Москвы, и Оперный дом в Рязани был основан на 38 лет раньше, чем Большой театр, в 1787 году. Репертуаром рязанский Оперный дом не отличался от столичного, а самобытность и талантливость первой труппы актеров снискала известность далеко за пределами родного города.

Сегодня традиции славного Оперного дома продолжает совсем молодая труппа Рязанского областного музыкального театра. Ему всего 12 лет, это самый молодой музыкальный театр центрального региона России. Вряд ли кому-то, разве что театральным историкам, интересны неизбежные перипетии театра в виде переездов с места на место и реконструкций. Сегодня Рязанский областной музыкальный театр является обладателем красивого старинного здания в историческом центре Рязани и занимает достойное место в музыкально-театральной жизни города и области.

Свои первые постановочные шаги Рязанский музыкальный театр делал под руководством первого своего художественного руководителя Татьяны Атавиной, молодой «примы», пользовавшейся большой популярностью в Рязани. Музыкальное ревю «Оперетта-travel», «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Летучая мышь» И. Штрауса – рязанцы с большим воодушевлением встретили новый театр, который дал им возможность ходить «в оперу» на своих, а не на заезжих артистов. Рязань обрела новый статус города, имеющего свой музыкальный театр.

Сегодняшний Рязанский областной музыкальный театр возглавляет художественный руководитель и директор Марина Вячеславовна Чернышова, чья музыкально-сценическая и музыкально- общественная деятельность всегда находила активный отклик в самых широких кругах города. Яркая артистка филармонии, музыкальный педагог, талантливый руководитель, она выстраивает концепцию театра, исходя из славных музыкальных традиций и сегодняшних реалий. Продолжен курс на серьезное классическое искусство - постановка театральной фантазии «Снегурочка» на музыку П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, музыкальный спектакль «Евгений Онегин» по мотивам поэмы А.С. Пушкина и оперы Чайковского, оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна и «Кармен» Ж. Бизе.

Не обделена вниманием музыкального театра юная аудитория города. Детские постановки мюзиклов и музыкальных спектаклей привлекают целые семьи, организуя качественный семейный досуг. Школьные выходы в музыкальный театр на концерты и спектакли заполняют нишу широкого музыкального воспитания молодежи.

О самом главном, вот с этого самого места, хочу рассказать поподробнее. Жанр оперетты в Рязанском музыкальном театре на особом счету. Не только потому, что изначально принципиальная установка директора театра М.В. Чернышовой – это работа «на позитив», но и потому, что актерский век в оперетте короток. Молодая труппа театра в основе своей состоит из недавних выпускников музыкальных вузов нашей страны. «Своим лицом» рязанский музыкальный театр выбрал оперетту и успех не заставил себя ждать. «Бал в «Savoy» П. Абрахама отмечен в 2015 году Первой областной театральной премией «Зеркало сцены» в двух номинациях: «Лучший дирижер» - Ариф Дадашев и «Лучшая женская роль» - Ирина Маненкова (Дези Паркер-Добль).

Воодушевленные победой, поставили в прошлом сезоне «Веселую вдову» Ф. Легара, а завершили текущий сезон премьерой «Цыганского барона» И.Штрауса. Оба спектакля идут с неизменными аншлагами в городе и области. Прекрасные актерские работы, заряжающий энтузиазм постановщиков классики жанра, дирижеров Арифа Дадашева и Николая Хондзинского, режиссера Александра Сапрунова и художника Ирины Долговой, сделали эти спектакли настоящими уроками вдохновляюще-радостного бытия в деловой городской обыденности.

Подобного рода «уроки» имеют сходство с лекарством, или прививкой от скуки, как раньше, на заре рождения жанра оперетты. Но в отличии от тех времен, сегодняшние постановки оперетты лечат еще и от вездесущего негативизма. Широкий фронт работы «на позитив» начался еще в 2012 году, когда все вместе обжили «Седьмое небо», поставив концертное ревю по мотивам советских оперетт на музыку И.Дунаевского, С. Заславского, Ю. Милютина. Оставаясь на высоте этого музыкально-театрального Седьмого неба представили своему зрителю «Королеву чардаша» И. Кальмана в 2013.

Влюбленные в веселый, немного дерзкий и куражный нрав оперетты, артисты Рязанского областного музыкального театра продолжают следовать ее урокам. А она, на правах учителя, поправив капризный локон и постукивая роскошным веером о ребро ладони, требовала, требует и будет требовать своего – высокой платы в виде постановочных финансов, сценических актерских жертвоприношений и обожания публики. Получая же, повторяет: «Ах, оставьте! Это же такие мелочи!»


Фото В. Илюхина