Реальный гуманизм и патриотизм

Игорь Ерошенко
РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ И НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ.
     Некоторые историки (например, А.Вдовин, А.Барсенков ), выполняя заказ правительства по определению содержания учебников по истории для школы, предлагают для сплочения всех социальных групп России перед лицом современных вызовов идеологию национально-государственного патриотизма. Казалось бы, всё правильно, ведь и Сталин в критический период истории нашей страны взял на вооружение в борьбе с фашизмом не только марксизм-ленинизм как идею социально-классовой справедливости, но и русский национализм: «… Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощённые народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»
 Но, сегодня, разве может сплотиться народ  вокруг правительства, которое представляет реально интересы не более 10% населения страны ( о чём прекрасно осведомлены и наши «друзья» на Западе). Знамя национализма не то знамя, которое должно стоять сегодня впереди России. 
       Нет, отказаться от защиты своих национальных интересов мы, конечно, не можем, но сегодняшней России прежде всего необходимо знамя правды и социальной справедливости.
      Действительно, национально-государственным интересам России сегодня отвечает только идеология «реального гуманизма» Она отвечает интересам и русского, и других народов России, и всех народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза. Это словосочетание, «реальный гуманизм» становится популярным или должно стать популярным. «Реальным гуманизмом» как теорией мы называем современное социально-философское учение о гуманизме, органическим ядром которого, несомненно, является учение К. Маркса и его последователей о возникновении и развитии классовой борьбы и её снятии в рамках гипотетической коммунистической или духовной формации (коммунизме). Само учение наследует все предшествующие марксизму и все вступающие в диалог с ним религиозно-мифологические и научные учения о гуманизме.  «Реальным гуманизмом» как практикой мы называем все человеческие действия и отношения, осуществлённые, осуществляемые  и  потенциально осуществимые (возможные осуществиться в  будущем),  возвышающие человека, выводящие его из животного состояния и обеспечивающие ему гармонию с самим собой и природой.
    Общественное устройство,  в котором проявляет себя тенденция развёртывания сущностных сил всё большего числа людей мы будем называть гуманистическим, (человечным) прогрессирующим обществом – гомологом простого (бесклассового) родоплеменного общества.   
     Общество, в котором проявляет себя тенденция дегуманизации, свёртывания человеческой культуры будет определяться как регрессирующее или деградирующее общество – фашистское общество –  гомолог жесточайших рабовладельческих отношений. Высказанное позволяет выделить два взаимодополняющих друг друга представления о реальном гуманизме: реальный гуманизм как процесс и реальный гуманизм как идеал.   
     Реальный гуманизм как процесс: всё множество социальных действий обеспечивающих прогресс, совершенствование человеческого рода. Например, в период варварства переход от поголовного истребления пленённых иноплеменников к сохранению им жизни, превращение пленных в так называемых «живых мёртвых», т.е. в рабов, был проявлением гуманизма. Однако и нарастающее вслед за этим сопротивление рабов тенденции превращения их («живых мёртвых») в «говорящие» орудия труда тоже следует воспринимать как проявление гуманизма (раб –  бунтовщик, революционер, несомненно, гуманист, он против того, чтобы людей превращали в говорящие орудия, превращали в средства достижения чьих-то целей, раб же, смирившийся со своей участью или даже довольный ею, по Ленину, «хам», «холоп» - одна из опор рабовладельческого общества).   
       Традиция практического гуманизма (революционное сопротивление угнетению) передавалась последовательно от рабов к крепостным, от крепостных к  наёмным работникам, впрочем, как и традиция холопства, штрейкбрехерства и прямого пресмыкательства перед угнетателями тоже.
      Но сколько бы «верхи» (господствующие классы) не стремились убедить низы (угнетённые классы) в утопичности или  в невозможности реализации  общества социальной справедливости на земле,  всё равно идеал  такого общества будет постоянно присутствовать и проявляться в сознании трудящихся масс. 
       Реальный гуманизм как идеал научно-теоретически совпадает с учением о гипотетической коммунистической общественно-экономической формации, а «Шамбала», «Град  Божий» и т.п. религиозно-мифологические конструкты подтверждают длительность в истории человечества традиции выявления образа высшего состояния общества и человека, и  –  ориентации (равнения) на него.
     В нашей стране идеями, близкими к «реальному гуманизму» в своей профессиональной и общественно-политической деятельности пользуются многие, ставшие известными публицисты, журналисты, учёные: Г.С. Кара-Мурза, Г.Г. Водолазов, Ю.Ф. Красин, С.Ю. Глазьев, М. Л. Хазин, К. В. Сёмин  и др. Близка к реальному гуманизму группа Центра С.С. Сулакшина со своей идеей ПНТ.
     Формально близка к «реальному гуманизму» идеология, провозглашаемая КПРФ и другими политическими партиями, ориентирующимися на марксизм-ленинизм. Но ими не сделан разбор полётов: не осмыслены научно причины, которыми вызвана великая трагедия  Советского Союза. КПРФ только теоретически близка к «реальному гуманизму», а в политической практике – она подтанцовщик  Единой России, благо там так много бывших товарищей по КПСС*.
    По мнению многих из тех, кто искренне исповедует реальный гуманизм, основополагающие идеологемы современных политических руководителей России, продолжают толкать её к экономической, социальной, политической и культурной катастрофе как продолжению катастрофы Советского Союза. Они (гуманисты) достаточно жёстко критикуют нынешний курс российского правительства.  Говоря о критике мы не имеем в виду Навального и его «братию». Навальный и его «братия» явно играют роль оппозиционной бутафории очень выгодной для наших западных «друзей».   

     Реальные гуманисты хотели бы остановить сползание России к очередному изданию катастрофы. Их цель разбудить сознание большинства трудящихся России. Они хотят мира и процветания России.

* Сегодня, мы так не написали бы. КПРФ - единственное, что в рамках системы осталось у народа. Да, может быть, они чрезмерно иногда увлекаются компромиссами, но они - наиболее близкая к народу политическая группа в современной политической системе Росси, часть разбитого полка, стремящегося сохранить своё знамя. Их бывшие однопартийцы из КПСС последних лет - ренегаты.