Афганский фантом 1979-1989. Дух мёртвой воды-Поэма

Олег Калмин-Песенник-Сценарист
В косых парусах горного тумана,
В засадах из-за чёрных скал.
В дымках гашишного дурмана,
Дух душмана шурави искал.

Хаше;ша зорко его зрачки сужает,
И прицел «Карл Цейс» не зря.
Каждый наш, кто здесь проезжает,
Пьёт последний раз из ручья.

Снайпер-призрак стреляет метко,
Чётко звания убитых помечает.
Ставит в блокноте стрелка метки,
Баксы, шурша, за нас получает.

Шурави здесь как звери в клетке,
В мечети духов муллах поучал.
Срывал с оружия USA этикетки,
Джихад во имя Аллаха кричал.

Снайперская «Remington F.Arm.si»,
Или «Armalite» - плётка винтовка.
Инструкции на английском и фарси.
Не фарси! Жарит БТРа «духовка»!

Против адской жары танка - такси!
Грозит под бронёй тепловой удар.
Вкуси воды? А нет: «Накося выкуси!».
Выхлопной чад дизелей  - яда угар.

В танке к ключу за водой с опаской,
Подвес-каток рвал мины до утра.
Часы у ручья из люка высунь каску,
Секунда, выстрел - и в ней дыра.

За вторым танком гремит корытом,
На буксире пожарная машина.
Сидим в передке бронёй покрытом,
Цистерна пуста, пробита шина.

В ключ горы труба для рукава вбита,
Вершина льдом покрыта, тишина.
Трупы бойцов НДПА, лошадь убита,
Смотрел в прицел Араш старшина:

В какой хитроумной, коварной щели,
Сейчас стрелок-афганец укрылся?
Тщетно! Кварцевый песок в прицеле,
Может ночью в него дух зарылся?

Ущелья отвесы, прибрежные валуны.
Снайпер-таджик глядит на цели,
В гребешках шквала песчаной волны,
Отмечает скальных узоров мели.

Позабыто спортивное стрельбище,
Палящее солнце взошло в зенит.
Ищет где же моджахеда лежбище?
Кожу с живого пожирает термит.

Стрелок не смеет с песка подняться,
В ущелье и тени не промелькнёт.
Смех - с полной обоймой сменяться,
Сменить позу? Позицию просечёт! 

Почти третьи сутки дуэль-поединок,
Своей смертельной секунды ждёт.
Гриф тенью кружиться, пока одинок,
Смерть на посадку к земле жмёт.

Гриф одного выстрела и пира ждёт,
Набьёт скоро свежатиной живот.
Уже контрольное время смены идёт,
Скоро его шум моторов вспугнёт.

Душман развёл Араш как мальчишку,
Покажись шурави на дари; кричал.
Боишься встретить глазами вспышку?
Трус! Гордо на вершине сам встал.

Таджик понимал и тишине доверясь,
Крикнул: Дарю гробовую крышку!
«Алла;ху акба;р!», пушту вера - е;ресь!
Хой, якши бача! Дитю бью шишку!

Молчали, чётко цвет глаз различали,
Заранее знали, что помрут вместе.
Оба выстрела дуплетом прозвучали,
Дело чести, неверным Алла мести.

Упали, ноги стрелка со скал торчали,
От смеси песка с потом тела в тесте.
Араша мозги и глаза грифы склевали,
Нет черепа сзади с мозгами вместе.   

Трофей-винтовка афганский сувенир,
Вот он лазает без страховки ловко,-
Показал на ефрейтора Низо командир.
- И у сержанта-скалолаза сноровка.

Низами и Рашиду в санаторий путёвка!
Пока в цистерну пять кубов цеди;м.
Да, Арашу резиновый мешок - обновка,
Несите его в ручей, брата охлади;м…

Лезем, гнездо снайпера с тыла обходим,
Напрямую выступ, свисает карниз.
Зигзагами к гнезду вплотную подходим, 
Вдруг выстрел! Вот вам и сюрприз!

«АКа» брать же не стали, ножи достали,
Штык-нож в зубах, добудем и приз.
Нам орали: «Комода убрали, час отстали!
Низо реж духа нахер и бросай вниз!»

Снайперская винтовка против ножа стали,
Камешек сбросишь неловко и хана!
Сухпай бурлит в кишках, как черти устали,
Мерещится чача, шашлык и чайхана.

Труп и пацана в гнезде с винтовкой застали,
Пырнул Низами кинжалом ни хрена!
Зажали, была бы, верёвкой руки бы связали,
Низо кишки в живот пихал: «Хана!».

Орал: «Кирдык!», от боли отказали тормоза,
Он бредил: «Какая в кузнице жара!».
Молотобоец пальцами убийце выдавил глаза,
А что потом? Заканчивать уже пора…

Низо часа четыре кололи морфин, перитонит,
В самолёте груз «400» - пацан сидит.
Цинковый гроб груз «200» в Махачкалу летит,
Рашид в лихие 90-е был в драке убит…
*****

P.S.: Часть 1-ая. Лето 1981 года. Убрал все
лирические отступления (пейзажная и любовная
лирика), чтобы не «размывать» линию сюжета и
сделать повесть в жестком стиле изложения.
Война, вообще, дело мужское и жестокое…

Авторство иллюстрации:
Фотограф Стив Мак-Карри: Афганские моджахеды
за несколько месяцев до введения «ограниченного
контингента советских войск» в Афганистан.
Источник иллюстрации: dlyakota.ru
*****

«Афганский синдром»[подборка информации]
Всего за 1979-1989 года в Афганистане прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих. Кроме того, на должностях рабочих и служащих в советских войсках в этот период находилась 21 тыс. чел. Ежегодная списочная численность советских войск в составе ограниченного контингента составляла от 80 до 104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. рабочих и служащих (вольнонаёмных). Другие источники называют прошедшими через Афганистан около миллиона[166].
Опыт советского спецназа показывал, что если отпустить задержанного в ходе операции афганца, то он обычно возвращался с отрядом партизан. Многие спецназовцы считали, что всё население Афганистана в той или иной степени помогало моджахедам. Приводится пример, когда после одного боя, закончившегося поражением спецназа, старики и подростки из ближайшего кишлака прочёсывали местность и добивали раненых спецназовцев мотыгами и лопатами. Местные жители давали ложную информацию советским солдатам, заводили их в засады.[168]

По данным на ноябрь 1989 года, 3700 ветеранов Афганской войны находились в заключении, количество разводов и острых семейных ссор составляло в семьях «афганцев» 75 %; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли её из-за возникающих конфликтов, 90 % студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании. Ещё в 1989 году среди «афганцев» было достаточно широко распространено настроение, наиболее ярко выраженное в письме одного из них в «Комсомольскую правду»:
«Знаете, если бы сейчас кинули по Союзу клич: „Добровольцы! Назад, в Афган!“ - я бы ушёл воевать… Чем жить и видеть всё это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там всё проще».[162]
Тестирование, проведённое в начале 1990-х годов, показало, что как минимум 35-40 % участников войны в Афганистане остро нуждались в помощи профессиональных психологов[174].
Но дальше был кризис идеологии «Марксизма-Ленинизма»
и экономический развал СССР при помощи «Горби меченного» - «Бог шельму метит!»…
*****
Дари; (;;; дари; фарси;-кабули;, кабули;, афганско-персидский язык) — язык афганских таджиков, хазарейцев, чараймаков  и некоторых других этнических групп. Один из двух государственных языков Афганистана. Является языком межэтнического общения в Афганистане.
Дари;-фарси;-кабули; специалистами рассматривается как местный афганский вариант таджикского и персидского языков. От иранского варианта персидского, дари отличается в основном фонетикой (главным образом вокализмом), также имеются небольшие и почти незаметные отличия в лексике и грамматике. Почти идентичен с таджикским языком и отличается от него лишь письменностью, то есть если таджикский язык использует в качестве письменности кириллицу, то дари использует свою письменность, которая немного отличается от арабо-персидской письменности. Носители дари, персидского, таджикского и других языков этого корня мусульманских (исламских) бывших союзных республик СССР, без проблем понимали жителей Афганистана. Сейчас писать и читать в Афганистане умеют около 3-5 % населения,
а в то время гораздо меньше. Для координации действий по рации с командирами правительственных войск НДПА в каждом подразделении был говорящий на дари;-фарси;-кабули;
*****