Марк Шагал в Витебске

Соловьёва
Поэтическое эссе
                Марк Шагал в Витебске. Прогулка       
               
Марк Шагал – замечательный философ - мудрец и самый
непосредственный ребёнок:  «Художнику надо иногда быть в пелёнках».

Шагал - тонкий проникновенный лирик и неподражаемый юморист, бунтарь против правил в искусстве, и в то же время  в его творчестве чувствуется влияние фовизма и кубизма.
Сила художника не столько в рисунке  и гибкости линий, ( у художника может быть не дорисована рука или не дочерчен глаз), сколько стихия Шагала в высокой эмоциональности, непосредственности образов,  суть  творчества Шагала - цвет, свет и пластика : именно они и  передают состояние души.
Обратимся к самой известной работе Шагала - «Прогулка».
Часто говорят: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Те, кто так думает, иногда всю жизнь тоскуют по недоступному, недостижимому идеалу.
Хитроумный и весёлый  Марк Шагал совместил несоединимое: в левой руке он держит «парящего в небе журавля» - свою музу, свою любимую Беллу, а в правой руке, ближе к земле, трепещет синица; художник словно говорит нам , что искусством можно и на жизнь заработать, и жить , фантазируя , в ирреальных мирах грёз и творческих иллюзий.
Сколько экспрессии в цвете! На картине «Прогулка» преобладает зелёный цвет- цвет спокойствия,  кротости, тишины, самовыражения:

Цвет надежды - цвет зелёный:
Он земной, весёлый, прочный,
Он сияет всем влюблённым
Молодой травою сочной.

Домики, горки и ели зелёного цвета, а над ними чистейшим ультрамарином сияет голубая ветка; а ведь голубой цвет - цвет свободолюбия, творчества и брачной любви:

Голубой как голубиный.
Он – возвышенный воочью:
Он дневной, такой глубинный,
Он супругам светит ночью.

Но самым чарующим, самым загадочным цветом на картине является фиолетовый, состоящий из холодновато- синего и жарко-красного – страстного: лазурь неба смешалась с зарёй.
Что же может быть таинственнее и непостижимее любви?
Именно поэтому Шагал и облёк летящую над Витебском  Беллу в лиловое платье.
Но в живописи одно пятно должно подтверждаться другим: что же,  как не вера в Бога, удивляет нас так же , как и любовь, - поэтому церковь на картине «Прогулка» тоже лилового цвета.
Ближе всех к земле расположена ярко-алая скатерть с яствами и вином в бокалах:

Красный - маковый и властный,
Красный - огненный и страстный…

Страсть…Незабываемо волнующее чувство, яркое, земное…
А вот теперь все «компоненты» анализа мне хотелось бы синтезировать в стихотворении – иллюстрации «Прогулка»:

Домики ярче, чем зелье.
Рубиновая скатерть скачет.
Горка с высокою елью.
Пойманная птица плачет.

Журавля Марк держит в небе,
А в другой руке - синицу.
Кто в любви безумным не был,
Тот не может и влюбиться.

В небе голубеет ветка
 Светлою царевною бала,
Любимая, легче ветра,
Парит над Витебском Шагала.

Сердце занялось лиловым-
Цветом счастья и удачи!-
Ведь сначала было Слово,
Свет и краски - не иначе!

Наряду с голубым , фиолетовый цвет преобладает  над другими цветами на многих картинах Шагала: «Еврейское кладбище»,    «Фиолетовая  Земля», «Зеркало»…
Искусство Шагала знаково, символично, его приходится постоянно расшифровывать,- тем и интересно оно.
Зеркало
Наряду с голубым, фиолетовый цвет преобладает  над другими цветами на многих картинах Шагала: «Еврейское кладбище»,    «Фиолетовая  Земля», «Зеркало»…
Фиолетовый цвет подходит такой таинственной сущности, как зеркало. Давайте рассмотрим иллюстрацию «Зеркало»: как чисты, как насыщенно – интенсивны лиловые круги и квадраты. Мы знаем, что квадрат символизирует вечность, а круг - космос!

О зеркало! Я знаю Вашу суть -
Способность в тайны проникать.
Я расскажу когда-нибудь,
Как Вам дано отображать

Фиалки цвет - вечерний свет
Высокой лампы на столе,-
Так открывает и поэт
Законы жизни на земле:
 
Круги от лампы на столе
Рисуют сферу мне земли,
Цвет фиолетовый во мгле -
Цвет космоса в ночной пыли.

О как я бережно несу
Цвет фиолетовый во мгле,
Цвет колокольчиков в лесу,
Цвет всех загадок на Земле!

Автопортрет

Творчество- это конденсация глубинных интуитивных, инстинктивных, иррациональных, подсознательных духовных сил , строящаяся на прошлом опыте и умении находить ассоциативные связи.
На картине «Автопортрет у мольберта» мы видим отрешённого от реальности художника, постигающего внутренним зрением невидимые вещи. По-моему, всё происходит так:
Со мной всё просто и непросто:
Везде, где хочет, дух и дышит,-
 Во мне слились земля и космос.
Пытаясь Господа услышать,
Глаза с надеждой обратились
К гармонии души и духа:
И мысль летит, как Божья милость,
В долину внутреннего слуха.

Теперь я слышу голос вещий!-
Пронзает взгляд глубь океана.
О я забыл про плоть и вещи
И про любовь к самообману.

Снимая водоросли, тину
С души своей ночной, глубинной,
Я вижу цвет, и свет картины,
И сердца отблеск голубиный…

Голубые любовники

Именно к мажорным темам в творчестве М.З.Шагала относятся природа и любовь. Давайте обратимся к картине «Голубые любовники»: тонкая лирика. глубокая нежность, проникновенная чуткость растворяют любовников в голубом фоне:
Голубая нежность
На лицо легла,
В сердце – безмятежность,
Нет ни тени зла.

Ты моя отрада:
Цвет, и свет, и ритм,-
Голубая радость,
Тонкий колорит.
Голубая муза
Ввысь меня умчи:
Крепче нет союза
В голубой ночи.
Розовые любовники

Одна из самых моих любимых картин – композиция «Розовые любовники»: я вижу в ней мерцание зари в зелёной тьме, сияние роз в окружении еловых веток, кротость заката над чернеющим лесом, - так полно, глубоко полифонично звучат в ней розовый и зелёный, как рубины, оправленные в червлёное серебро.
Может, кому-то черты влюблённых покажутся некрасивыми, даже страшными, - но тот, кто привык отдавать приоритет не внешнему. а внутреннему, увидит в «Розовых любовниках» голубиную доброту и бесконечную нежность:

Руки , словно крылья райских птиц,
Легче бабочки на грудь вспорхнули
Неземное счастье пережить -
Так невинны – ласточки в июле,

Как птенца, любовь они  лелеют...
Безупречны линии любви,
Линии лица,и рук, и шеи,
И на грудь склонённой головы.


Льётся в душу розоватый свет,
  Как заря над чужедальним лесом,-
Кто влюблён,в душе всегда поэт,
И жену зовёт своей принцессой...
Образ времени. Часы

Образ времени часто встречается в творчестве Шагала. Живописец творит в пространстве , поэт- во времени , но поэзия может быть живописной, а хорошую живопись Марк Захарович именовал поэзией, поэтому творчество художника неразрывно связано с образом времени. На картинах «Часы», «Время- река без берегов», «Крылатые часы» Шагал рисует стенные часы своих родителей.
Обратимся к картине «Часы» 1914 года. На желтом  фоне песочного оттенка помещены часы : по размерам  они в десять раз превосходят фигурку сидящего у окна и человека и глядящего то ли вдоль садов , то ли в даль  веков - показана неизмеримость масштабов времени : мироздания- растянутого в тысячелетиях- и кратковременной эфемерной жизни человека:
Гляжу сквозь стёкла вдоль садов,
Во тьму тревожную весны.
Скорбь нескончаемых веков –
Твои, Вселенная, часы.
 
Сгустился в доме жёлтый мрак,-
Течёт меж пальцами песок,
Я слушаю вселенский такт,
И кровь пульсирует в висок:

Зачем часам песочный фон-
Боль нескончаемых могил
И вечный колокольный звон
Напрасных, эфемерных сил?!

Марк Шагал мне близок своей непосредственностью и лиризмом,
своей философией и тонким юмором, и мне обидно до слёз, что я разминулась во времени со столь гармоничным и созвучным моему внутреннему строю Человеком: вечно мы разминовываемся; вечно родимся то слишком рано, то слишком поздно,- вот об этом моё стихотворение «Время», посвящённое Шагалу:

Мы во времени с ним разминулись:
Значит, время  - великое зло?
И бреду я по жизни понуро,
И несу я под мышкой крыло.

И какая звериная сила
В этот  кратком  смиренном тик-так!-
Мои чувства, как сон,  развихрила ,
С головой окунула во мрак.

Время- бремя напрасных  попыток?
Время- стремя: скачи и мечтай!
Время-семя? Развёрнутый свиток?!
Время- темя раздумий  и тайн?

Но время не только разрушает красоту  храмов и людей, оно стирает обиды и лечит раны. Лучшее, что есть у времени, - это мы и наша любовь.
Венчание

Марк Шагал считал, что брак священнодействен, что синтез искусств  совершается и в семейной любви. Этой теме посвящена картина «Венчание»:
На этой картине сияет бирюзовый цвет: бирюза деревянного дома сливается с бирюзой неба. Белое платье невесты, белые ленты Гименея, белое окно, сквозь стёкла которого виден праздничный стол, сверкают торжественным светом. Скрипач в чёрном одеянии на сухом дереве играет серебряный вальс - вальс-фантазию.
На переднем плане мы видим влюблённую чету: невесту с отрешёнными глазами, на её щеке – нарисованный художником младенец. Вероятно, невеста думает о чести быть женой и матерью. Изящным жестом тонкой руки она касается чёрного фрака жениха, жених трогательно нежно обнимает невесту . И в эту молчаливую, полную значения минуту к молодожёнам летит бог брака Гименей: красные крылья распластались в клубящемся небе, белые ленты протянулись с неба к земле, земля наполнилась торжеством: браки заключаются на небесах. Гименей нежными холёными ручками касается голов жениха и невесты, как бы соединяя их на веки вечные:

Да, в доме стол уже накрыт,-
Мы вышли в садик помечтать:
И Гименей слепой летит
Нас узами соединять.
Скрипач на дереве сухом
Серебряный играет вальс.
- Мой друг! Мой муж! Мой князь! Мой дом!
- Мы связаны вниманьем глаз?
Этой же теме посвящена картина М.Шагала «Утро новобрачных» в Париже:

Старинный домик на Анжу…
Собор Парижский… Консьержери…
Я на любимую гляжу-
Она всегда в  мой гений верит!

Охапки роз моей души
Не перестанут удивляться,
Мне говорит она: «Пиши!
Напишешь - будем целоваться!
Интерьер с цветами

Марк Шагал любил рисовать свою дачу в Лиозно-местечке под Витебском. Обратимся к картине «Интерьер с цветами»: ликующая природа, полная ярких, мажорных тонов. Быт становится бытием: голубая комната, слепящие квадратики света на подоконнике, на плетёных стульях, на прозрачном окне, сквозь которое виднеется лес: тонкоствольные берёзы, островерхие тёмные ели, залитые лучами.
На переднем плане, в чёрной вазе, стилизованной под Восток ,роскошный букет иван-чая:

Окно, как лестница, стремится
К верхушкам елей и берёз;
Ярчайший белый свет лучится
Квадратами июльских грёз:

Квадраты солнца на поляне,
Квадраты солнца на стене.
Цвет голубой сияньем праны
Поёт в лучистой тишине.

Свет прыг на три плетёных стула,
На подоконнике прилёг,
Его лучи на стол вспорхнули,
На каждый книжный корешок.

Букет роскошный иван-чая
Глядит на садик за окном, -
Он радость жизни излучает,
Но тянется всем существом

К ликующей природе в парке,
К таким же розовым цветам,
Как будто луч зажёг их жаркий,
Зелёным брызнув по листам.
Природа-продолженье дома -
В лицо глядит прекрасный лик,
Такой родной, такой знакомый,
Неповторимый каждый миг.
Парикмахерская
Соловьева
Меня прельщает в Шагале бесстрашие совмещать в своём творчестве высокое и низкое, бытовое и бытийное, умение через конкретику, через деталь передать сложнейшие психологические нюансы. Возьмём, к примеру, картину «Парикмахерская»:
На ней изображён Зуся - дядя Шагала, парикмахер, играющий на скрипке, утончённый денди, могущий работать и в Париже, и в Лондоне, но он прожил всю свою жизнь в местечке Лиозно.
Зуся напряжённо смотрит на дверь: ждёт посетителя. Ожидание - утомительное чувство, поэтому Шагал и сгустил на своём герое все тёмные тона.
Зиновию не понравилась картина, и он отдал её племяннику назад со словами:
- Возьми портрет к себе домой. Пусть лучше он хранится у тебя.
 Эту остроумную ситуацию я отобразила в стихотворении -иллюстрации к картине « Парикмахерская», 1914г.


О, сколько лиц за жизнь свою побрил!
Характеров я сколько разглядел!
Я слушал всех - и с ними я острил,
От умных лиц и сам я поумнел.

В  глазах рябит от разноцветных стрижек:
От жёлтых, рыжих и седых волос.
Лишь человек войдёт - я сразу вижу.
Кто очень уж хитёр, кто слишком прост.
               
О, зеркало! Свидетель мой немой:
Неуж не заработал ничего?
Ещё часок - ни с чем пойду домой:
Глаз не свожу со входа моего!

Когда бы Вы могли читать по лицам,
То поняли б: едва свожу концы,
Но дочери на платье надо ситца,
Сынка учу, - вот так-то мудрецы!
Нарисовал меня племянник мой,
Я в зеркало взглянул сам на себя,
Сказал:  «Возьми портрет к себе домой,
Пусть лучше он хранится у тебя.


Нарисовал по голубому пятна,
На мне все краски тёмные сгустил,
А у меня здесь по-мужски опрятно,
И сам я всё-таки не так уныл!»
Купание
Соловьева
Картина «Купание ребёнка» - настоящее священнодействие: все предметы принимают форму обряда: коричневые пол и дверь, железная кровать с голубым, в белых цветочках, покрывалом и розовая   подушка с золотистым узором. Зелёная печь, кажется, излучает тепло: на вешалке - разноцветные пушистые полотенца.
В центре картины - ванночка с довольным ребёнком. Ещё бы! Над девочкой колдует мама - сама нежность и осторожность - и няня – доброта и заботливость, ангел во плоти, - её передник напоминает крыло ангела.
 
Стихотворение-иллюстрация «Купание ребёнка»:
Всё относительно легко.
Зачем, любители преград,
Взлететь, мечтая высоко,
 Не каждый жизни своей рад?
Давайте в дом ко мне войдём.
Поймёте лучше Вы меня:
Мой дом в сиянье голубом,
А голубой – покой, семья.

Весь пол в коричневых лучах -
Играет яблоками солнц.
Коричневый в моих очах
Заботою семейной полн.

Желанье славы - суета!
Что мне кумиры? Что успех?!
Хохочет в ванночке дитя.
Какое счастье - детский смех!

Апофеоз любви - жена.
Светла, загадочна, нежна.
А рядом няня, и она
Заботой  женскою полна.

В изгибе няниной спины,
В стопах холодных на полу
Я слышу: «Идочка, взгляни,
Тебя я пенкой убелю».

Жена на цыпочках стоит.
Её рука  как часовой.
Во все глаза жена глядит:
Какие шутки над водой!


В постельку дочку понесут,
Любуясь детским её сном.
Так будь счастливым, наш уют,
И мирным оставайся, дом!
Красный еврей

Картина «Красный еврей»1915 года относится к серии мудрых стариков. Наделённый нелёгким опытом, познавший много горя и бед, пожилой мужчина сидит на скамейке, положив руки на колене. Одна рука в зелёной перчатке, другая поражает снеговой белизной. Один глаз остро смотрит из-под зелёной брови, другой вообще убежал с лица,- создаётся иллюзия многоопытного прищура.
За спиной еврея с длинной красной бородой находится дом- необходимое условие счастья - и текст Священной Торы, книги, призывающей к нравственно-чистой жизни.
               
За моей спиною  солнца жёлтый круг,
Текст Священной книги,-
Это значит, молодой  мой друг,
Дорожу я мигом

Сокровенных знаний, доброты людской,
Вежливой услуги,
Потому что я знаком с большой тоской-
Остракизма вьюгой.

Я глядел на солнце смело, не мигая,
Только щурил очи;
И любовь, и муки, - всё давно познал я,
Жду теперь вот ночи.

Коль в беде я был суровым мудрецом,
На моей могиле
Попрошу друзей своих перед концом,
Чтобы слёз не лИли,

Посмотрели б на задумчивый пейзаж-
Солнца пламенее -
И на крест мой - неусыпный страж
Посреди аллеи,

Чтобы дух, пылая в мёртвой вышине,
Грезил бы о Боге,
Чтобы шли потомки с радостью ко мне
Праведной дорогой.
Окно 1917 года

Когда смотришь на картину «Окно 1917 года», то воспринимаешь её как витраж с изумрудно - голубой верандой: кажется, весенний лес сделал шаг навстречу дому. Светлые отодвинутые шторы сливаются с белизной неба. На столе стоят кисти, нетерпеливо повернувшиеся к лесной природе.
В кресле сидит маленькая девочка, изображённая тёплым и немного тревожным пятнышком. Девочка не замечает ликующей природы: она вот-вот расплачется от скуки; её мама зорко следит за дочерью. «Окно в сад» - настоящее импрессионистическое произведение!

«Окно в сад», 1917 год
Вам этот вид давным-давно знаком.
С веранды окна в сад густой глядят:
И кажется, что с улицы к Вам в дом
Вошло Его Величество - Ваш сад.

Он кажется чудесным витражом
В зеленовато-дымчатых тонах.
Загадочны деревья за окном
В графических абрисах и тенях.

Сегодня белизна оконных штор
Чистейшую напоминает снега суть.
И так же грустно-бел небес простор,
 Не освещённый солнышком ничуть.

У девочки- малютки томный вид:
Не любит одиночества она,
Но мама с улицы за ней следит,
Точь-в-точь, как нежно-юная весна.
Творчество Марка Шагала, относящееся к витебскому периоду, многообразно и поэтично: в его картинах преобладают жизнеутверждающие темы: любви и религии, природы и культуры, семьи и быта.
На картинах Марка Захаровича берёзы и ели отрекаются от прозы; коровы, убегая от дождя, раскрывают зонты; козы, размышляя о жизни, подпирают ладонями подбородки; скрипачи, опираясь одной ногой на крышу, другой - на землю, играют серебряные вальсы;  мужчины и женщины превращаются в часовые стрелки,- мир настолько праздничен, весел, един, неделим, игрив, торжествен и целостен, что его только и запечатлевать в звуках и красках, а, запечатлев, любоваться им, наслаждаться и радоваться. Может быть, человек, правда, рождён для счастья?