Эмиграция

Вадим Ясень
Уезжают, улетают, словно, птицы в сентябре,
В одиночку или вместе уплывают в октябре,
И вопрос, когда вернутся, и вернутся ли сюда,
Где зовут немые камни и сироты города.

А вдали, на новом месте, в бесподобной красоте,
Будут жить слагая песни о России и судьбе,
И подсвечивая память разноцветным огоньком,
Будут сиживать в шезлонге убаюкиваясь сном.

Снег пушистый запорхает над родимой стороной,
И мороз скуёт твердыню над живительной рекой,
Но предательства не будет даже с болью на века,
И весной, ломая льдины, к морю вырвется река.

И тогда обнимет крепко мать страдающую дочь,
Станет светлой и манящей вдруг чернеющая ночь,
И былые страхи, черти растворятся в синиве,
И культура вновь ворвётся в город сирот на Неве.

16.06.2017


Разбор стихотворения.

Стихотворение делится на две равные половины. Первые два четверостишия рассказывают о классической эмиграции заграницу, последние два четверостишия рассказывают о «внутренней эмиграции», когда человек никуда не уезжая оказывается в чуждом и враждебном окружении.

Первое четверостишие, последняя строка «Где зовут немые камни и сироты города». Я имею в виду, что когда человек покидает свою родину он оставляет могилы своих близких и город, который сиротеет из-за его отъезда.

Второе четверостишие, первая строка «А вдали, на новом месте, в бесподобной красоте». Я имею в виду страну антипод Новую Зеландию. Когда в Новой Зеландии лето в России зима, когда в Окленде день в Петербурге ночь, там нет «белых ночей», Россия находится на материке, Новая Зеландия — это архипелаг. Уровень жизни в Новой Зеландии один из самых высоких в России наоборот.

Второе четверостишие, третья строка «И подсвечивая память разноцветным огоньком». Я имею в виду, что человек устроившись на новом месте начинает романтизировать свои воспоминания и подливая себе коньячок, бутылка, которого играет разноцветными огоньками в лучах солнца, мирно убаюкивается сном в шезлонге.

Вторая половина стихотворения.

Третье четверостишие рассказывает о том, что в это время над Родиной начинается «зима». И помимо того, что «река» зажата гранитной набережной — это государство, сверху дополнительным грузом начинает давить «лёд» - это авторитаризм, который сковывает свободы, и падение нравов. Но как бы долго не давил «лёд» и как бы больно от этого не было человек духовный не предаст своих идеалов. И наступит время, когда «река» вырвется на «свободу».

Четвёртое четверостишие повествует о том, что река Нева олицетворяющая в данной ситуации Россию вырвавшись из своих «цепей» страхов и предрассудков наконец обнимется с Европой, со своей матерью. Здесь я провожу параллель с притчей «О блудном сыне».

Четвёртое четверостишие, последняя строка «И культура вновь ворвётся в город сирот на Неве» рассказывает о том, что все петербуржцы по сути духовные сироты, потому что в этом городе нарушена преемственность поколений. Революционные события, эмиграция и голод, сталинские репрессии, и в довершении блокада во время Второй мировой войны выкосили столичное коренное население. Им на смену пришли люди не связанные с ними кровным родством. И эти новые горожане вынуждены были черпать петербургскую культуру из книг, а не из личного общения.