Мысли-зарисовки о концептуальном искусстве

Анатолий Стафеев
Ну так что же есть искусство в наши дни? Явлений уже нет, культурные традиции упокоились - люди же живы. Звезда уже умерла - свет еще виден и свет этот знать не знает о судьбе звезды. Пока беспардонность отстаивала право рисовать маслом, а масло пыталось всеми своими выпуклостями покоробить глянец, кто-то все это интерпретировал, анализировал и успокоился лишь тогда, когда интерпретация стала интересней задумки. И идея, вырвавшись из стен философских факультетов, не удержалась - психанула. Сколько лет взаперти, без света и воздуха. Расставила стулья, налилась неоном, вытащила из чуланов всякую дрянь и наглядно продемонстрировала собравшимся зевакам, что она - мысль, есьм сама жизнь в единственно доступной для мещан форме. Впечатление на уровне интеллекта, чей безусловный плюс состоит в том, что нет никакой необходимости покидать кофейню, диван или бар... История вдруг обнаружила, что даже если её не существовало, её следовало бы придумать и даже экономика прогнулась, а ведь ей это так не нравится, но что может быть демократичней и капиталистичней, чем идея, которая вспомнила свои корни, вернулась куда-то на юг, саркастично начала, мол, в отличие от вас, дурней, я знаю хотя бы то, что ничего не знаю... И тут же остановилась, а путь, по которому она шла, растаял прямо на глазах, причем растаял как впереди, так и сзади. Кто-то как всегда подбросил альтернативу-противоположность, этакий антитезис, мол, иррационализм, тройки и семерки, дисгармония, но ходов больше получишь играя в шахматы, чем занимаясь поисками подобного синтеза и... И как путник заблудившийся в лесу, который, исчерпав варианты, вдруг останавливается в оцепенении и ловит себя на мысли "как тут красиво", идея в оцепенении улыбнулась эстетике. Безусловно, все легче объяснить на примере. Так пусть пример будет красивым, раз объяснять нечего. И идея вспахала эстетику. Ворвавшись в галерею, воспользовалась людской скукой и дала представление, попутно казня жанры и завершая традиции... А художник - дурак. Он сам сказал. Он должен быть дураком, он оставил интерпретацию кому-то столь абстрактному, что его даже умным назвать можно. Ушел без боя - не тебе решать, когда остановиться. И дураком быть никому из зевак не хочется, и идея с негативными импертивами знает, что делать - её лично абсолют в мракобесные времена обучал. И внезапно интерпретация интересней мазни стала. И фраза "сделай лучше" из отговорки превратилась в программу действий. Победа концепта как формы: каждый дурак может сделать лучше, если это "лучше" лежит вне зоны его ответственности. Но не надо думать, что эстетика умерла: в конечном итоге лес и есть лес, лист сорвался с ветки - возникла система, и так ли это это важно, что анализировать, если понятие красоты для человека некрасивого связано с внутреннем наполнением совсем не физического свойства? Идея не очень разбиралась в отображении реальности, идея не очень любит выражать эмоции, но идее тоже хочется быть красивой.

Фотография взята здесь (там же подробней о том, что навеяло): http://contemporary-artists.ru/art_after_philosophy.html Искусство после философии(Джозеф Кошут)