Перестройки четырнадцатого века

Любовь Шикторова
Перестройки 14 века.
Дмитрий Балашов
 
Я действительно применяю теорию Льва Николаевича Гумилёва к истории России.
При исследовании баллады (старинной, русской народной) у меня возник среди прочих вопрос – определить время сложения этого жанра. Мой вывод такой: это время 13, 14, 15 века, точнее 14 – 15 вв. При этом я обратил внимание на такие вот совпадения: в работах Д. С. Лихачева наглядно показан значительный перелом, перестройка культуры в эти же исторические отрезки времени. В трудах С. Б. Веселовского, в частности, в работе «Село и деревня» речь шла об особенности строения хозяйства Московской Руси. И тут внимание привлекают те же самые 14 – 15 века, решительный поворот к последующему типу, знакомому нам по более позднему времени. А будучи в археологических экспедициях, я убедился, что все навыки изготовления изделий вручную слагались опять же в это время. Более того, именно к 14 – 15 веку восходят все виды бревенчатых рубок, которые были известны русским плотникам. На этот же период приходится формирование всех видов обработки металла, известных нашим купцам…
Мне было интересно: когда же московское княжество стало складываться. Князь Даниил приезжает в Москву в 1275 году, в малюсенькое княжество, и за четверть века он делает его очень сильным. Настолько, что его сыновья, сначала Юрий, а затем Иван Калита, уже могут спорить за власть с ведущим княжеством Волго-Окского междуречья – с Тверью! И захватить эту власть. Психология людей 14 – 15 веков разительно отличалась от нынешней именно своей действенностью. Если люди приходили к какой-то мысли, то они не сидели и не рассуждали по этому поводу, а тут же стремились эту мысль превратить в дело. Произошел переход от общества, которое могло только плакать, стонать и разбегаться при подходе сильного врага, к обществу, которое похрабрело и объединилось. Вдруг прямые потомки издавна враждующих родов стали вести борьбу не за лучший кусок, а за то, кто объединит и возглавит сильное и активное государства с наступательной политикой. И бешеная борьба Твери с Москвой шла за Великий Стол, а вовсе не за местные интересы. Князь Михаил Тверской поставил перед собой задачу: создать сильное объединённое государство, удержать Новгород в своей орбите. Он справился со своей задачей, но заплатил за это жизнью.
Прямой его противник, Иван Калита, продолжил ту же самую политику. И тоже нашел свой путь: исподтишка, с помощью ярлыков, сводил всё в единый кулак. Муравьиная по упорству и трудности шла работа  по приращению всё новых областей к Московскому княжеству. И этот процесс завершился битвой на Куликовом поле. Выигрыш политический уже не был и нужен. К моменту сражения Москва выиграла борьбу за главенство среди княжеств. Но произошел качественный скачок, превративший победу на Куликовом поле из политической в победу духовную. На Куликово поле вышли жители разных княжеств, а вернулись оттуда жителями единого московского русского государства. Произошел тот самый идеологический сплав, фазовый переход, означавший формирование русского этноса.
Журнал «Согласие» январь 1990г.