Кто придумал ноты? Эссе- 6 нот. 7 нот- Акростихи

Олег Калмин-Песенник-Сценарист
6 нот придумал монах Гвидо д’Ареццо (991-1033),
1-ая нота «ut». 7-ую ноту «СИ»=«SI» - Sancte Ioannes
(Святой Иоанн) около 1574 года добавил Х. Вальрант.
Джованни Дони, около 1640 года «ut» сменил на «Do»
- ноту, названную им в честь Господа (Dominus).

СЕМЬ НОТ (акростихи)

ДОведут из дома до дороги, до воды,
РЕзвых и дорогих ребят следы.
МИлые миновать не в силах воду,
ФАнтазируют малышки с ходу:
СОЛЬ в морской воде растворена,
ЛЯжет слоем на людей со дна.
СИлу солнца моря соль умножит,
ДОчерна твою раскрасит кожу...
РЕзвых и дорогих ребят следы.
МИлые миновать не в силах воду,
ФАнтазируют малышки с ходу:
СОЛЬ в морской воде растворена,
ЛЯжет слоем на людей со дна.
СИлу солнца моря соль умножит,
ДОчерна твою раскрасит кожу…

(Бесконечные акростихи. Песенка-экспромт)…
*****

КТО ПРИДУМАЛ НОТЫ?

Гимн «Ut queant laxis»
Латынь:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.

Перевод:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грехи наши
с опороченных наших уст,
о Святой Иоанн.
(7-ая строка «СИ» - Святой Иоанн;
7-я нота «СИ»=«SI» - Sancte Ioannes).

Мелодия каждой строки текста начинается на одну ступень выше предыдущей.
Ниже две трактовки, различающиеся в деталях:
 
С легкой руки монаха Гвидо д’Ареццо (991 – 1033) начальные слоги каждой фразы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut, re, mi, fa, sol, la (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Родилась европейская нотация.

Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения на первом слоге. Приписывается эта замена некоему Дж. Дони, который назвал ее в честь Господа (Dominus). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд и при переходе на современную октавную систему была названа si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки гимна.

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно {\displaystyle {\sqrt[{12}]{2}}};; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.
Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменён на до  (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до.

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).
*****
Источник иллюстрации: Russrem.ru
*****