Театральные афоризмы

Борис Иоселевич 2
                ТЕАТРАЛЬНЫЕ   АФОРИЗМЫ,

случайно  найденные  в  бумагах  Фаддея  Козьмича  Пруткова-сына,
                после  кончины  и  предназначенные  для  господ  из театрального  ведомства,
                с  применением  к  понятиям  артистов  народных,  инородных  и  заслуженных.


Принадлежность  публикуемых  афоризмов  сыну  гениального  отца  долгое  время  оспаривалась театро -  и  литературоведами  на  том, якобы,  основании,  что,  будучи  человеком  военным,  не  мог,  в  силу  открытого  его  же отцом закона  о  «невозможности  объять  необъятное»,  достойно  проявить  себя  в  какой-либо  иной  области.  В  конце  концов,  парады,  муштра, казарменные  разборки  и  шелест  юбок  на  плацу  требуют  полной  самоотдачи, без которой  не  овладеть  сюжетом,  композицией  и  стенографией  закулисья.

Однако   новейшие   исследователи  докопались  до  подтверждения  старой  гипотезы,  установив  с  неопровержимостью,  исключающей  дальнейшие  споры,  что  Прутков-сын  наследовал  своему  отцу  в  многообразии  его  дарований  и  только  обстоятельства,  от  него  независящие,  не  позволили  ему  предъявить  их  в  полной  мере.

Учёные  доказали,  что  Прутков-сын,  по   крайней  мере дважды,  побывал  в  театре.  Впервые, будучи  ещё  совсем  молодым  прапорщиком,  когда,  спеша  на  свидание  с  женой  корпусного  командира,  на  пари  наставляя  ему  рога, попал  в  проливень  и,  будучи  без  зонта, не  входящего  по  уставу  в экипировку  нижнего  чина,  вынужден  был  укрыться  под  аркою  театра,  где  в  то  время  давала  гастроль известная  итальянская  оперная  дива сеньорита Фергуччи-Панасоник.  Аплодисменты  и  крики «браво»  так  явственно  доносились  до  его  ушей,  как  если  бы  самолично  присутствовал  на  спектакле.

В  другой  раз,  когда  распространилась  весть,  что  в театре города  N., где  на  зимних квартирах,  в  ожидании  летней  кампании,  квартировал  гусарский  полк, в  новой  пьесе,  переведённой
с  французского,  все,  относящиеся  до  женского  пола,  лица  являются  перед  светлые  очи  зрителей  в абсолютном  неглиже,  отчего   посещающие  спектакль  офицеры  приходили  в состояние  близкое  к  тому,  какое  обыкновенно  испытывают  перед  атакой.    Дабы  лично  оценить   влияние  сего  факта  на  поднятие  боевого  духа  войска  накануне  важного  иностранного  похода,  отправился  на представление,  в  последний момент  отмененного  из-за  недомогания  «первой  полезности».

Не  берёмся  утверждать,  будто  все,  без  исключения,  мысли  Пруткова-сына, до  его  военной  службы  не  относящиеся,  интересны  и ценны,  но,  безусловно,  скоропостижны. Именно  в  поощрении  этого  качества находим  оправдание  в  предпринятой  публикации.

Охотно  посещал  Ла  Скала,
Пока  Кармен  его  ласкала.

В  опере  не  важно,  кто ты,
А  важно чтобы  умел  читать  ноты.

Первый  любовник,  понятно,  фигура,
Поскольку  в  искусстве  важна  номенклатура.

Во  всём  подчиняясь  воле  режиссёра,
Не  укланяйся  от  репетиций  и  фарс-мажора.

Посещению  любой  знаменитой  оперы,
Предпочту  записки  неизвестного  опера.

Из  всех  искусств  важнее  такое,
Которое  прокормит  во  время  запоя.

Нельзя  успешно  спеть  партию  Сусанина,
Не  имея  на  то соизволения  и  указания.

Не  путай  хор  с  холестиролом,
Анахронизм  —  с  анахоретом.

Иуду –  не  дай  Бог  –  с  Аидой,
Постскриптум  —  с критикой  начальства.

При  заключении  контрактов
Будь  осторожен,  но  контактен.

Кто  пребывает  в плену  у  времени,
Вправе  рассчитывать  на  государеву  премию.

Ничто  так  не  смущает  душу  солиста,
Как  поощрение  не  его, а  другого  артиста.

Что  бы  ни  писали  о  вас  критики,
Отнеситесь  к ним, как  кретинам  и  нытикам.

Лишь  те  гастроли  признаются  успешными,
Что  спонсируются  предприятиями  совместными.

Смотря  по  «ящику»  премьеры,
Не  торопись  с них  брать  примеры.

Господам,  сидящим  в ложе:
«Не  превращайте  ложу  —  в  ложе!»

Но – на  лажу –  скажу  сразу:
« Дама  в  ложе  будет  слаже!»

Внедряйте  классику в  сознание  зрителя,
Она  понятна  и  не  утомительна.

И  помни,  в  обществе  и  живя,
Что  быть  свободным  в нем – нельзя.
 
Борис  Иоселевич