Перспективы развития человека

Коргамбаев Жарасбек Нургельдиеви
Для того  чтобы говорить о развитии человека как о проблеме, задаче, необходимо предположить, что объективно общественные предпосылки для этого созданы, и развитие каждого является необходимостью. В таком обществе «благосостояние каждого» или «обогащение каждого» уже по сути являются фразой, свидетельствующей, что общество дальше может продвигаться вперед, только развивая каждого отдельного человека.Это — обратная сторона медали. Именно поэтому общество, объективно создавшее все условия для полного и свободного развития каждого, переживает упадок и деградирует, желая осуществить этот принцип в рамках товарно-денежных отношений – в старом направлении. Капиталистические отношения никогда не давали развитие людям. Это просто развитие, подгоняемое под мерки капитализма, в то время как речь идет о новой форме развития и об ее осознании на основе подготовленных предпосылок. Еще К. Маркс говорил, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей, но буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство, и капитализм вновь и вновь разрушает это богатство, чтобы постоянно подгонять его под буржуазную мерку.

Отсюда и тот факт, что поступательное развитие предполагается не перестройкой экономики или ее модернизацией, а прежде всего обузданием власти денег, а затем и уничтожением. И чем быстрее общество это сделает, тем быстрее оно разрешит противоречия развития общества, то есть остановит бессмысленные разрушения, вновь и вновь повторяющиеся в кризисах, чтобы все подгонять под рамки денег, в то время как речь идет о необходимости развития человека, открывающей широкие просторы для людей и их общественного развития. И только после этого может пойти речь о свободном развитии человека.

А в наше время «перестройка» эта осуществляется уже само по себе, слепо, а потому и разрушительно, в остром противостоянии личности и общества. Здесь не следует путать общественное развитие человека с его личностным развитием.Будущее характеризуется личным развитием каждого человека. Общественное развитие, стоявшее над людьми и подчиненное созданию богатства как такового, уже пришло в упадок и уходит в прошлое, превращая жизнь несметного количества людей ад.

Выше я «владельца денег» определил как «денежную форму личности», которой предшествовала товарная форма, причем последняя – необязательно владелец средств производства как представитель определенного класса или владелец рабочей силы. Просто товарный (капиталистический) мир распадается, отжив себя. И деньги, оказавшиеся в руках людей, вдруг открыли широкие горизонты для деятельности человека, освободив его от ограничении капитала. Он уже не рабочий, а человек, занимающийся всем. ОнЛюди на деле уже умеют делать все, разносторонне развиваются их способности.
В капиталистическом обществе человек определяется товарными отношениями и действует по законам товарного производства. Жизнь каждого человека и смысл его существования здесь жестко предопределены рамками товарно-денежных отношений. Мы же оказываемся в мире денег, всем развитием социализма отделенного от товарных отношений. Производство свертывается не по вине «глупости» людей или их «бессознательности», а в силу разложения стоимости как экономического закона капиталистического производства (развития), одних делавшим рабочим, а других капиталистом и т. д.

Таким образом, общественное развитие отделяет людей от общественного производства. Это столь же объективно приводит к развитию индивидуальных производителей и индивидуальной деятельности вообще (становление индивидов). Индивидуальное производство – факт исторический, который никогда не возродится. Развитие этой деятельности выражает массового развития индивидуальности. Массовое развитие индивидуальной деятельности расстраивает старое общество и его корпоративные порядки и выступает условием воспроизводства и беспрерывного роста индивидуальных конфликтов. Увеличивается число «самозанятого» населения, то есть людей, полностью предоставленных себе, что, с одной стороны, воспринимается людьми, брошенными на произвол судьбы, а с другой, просто выживающими собственными усилиями. И вся эта масса населения едва выживает сама. Именно на этой основе назревает конфликт между обществом и человеком, между государством и его гражданами. И тот факт, что сутью этого движения является становление человеческой личности как саморазвивающейся и самоорганизующейся системы, как раз не воспринимается за старыми, стереотипными представлениями. И люди, вместо того, чтобы сознательно управлять этими процессами, напротив, подавляют его. Тем самым они и не видят, куда они идут и к чему придут и вообще чем завершится данное развитие, становящееся все более разрушительным.

А это значит, что они, таким образом, лишь отделяются от  старого общества. И вместе с тем начинается и процесс отделения людей от денег (появление бродяг, бомжей, нищих). А тот факт, что они стали «индивидуальными производителями», просто не вписывается ни в какую логику, если не учитывать, что только в этом положении человек предоставлен себе и «выживает», «как умеет». И что только в этом положении становится его самостоятельность и, чтобы выжить, он занимается всем и развивается всесторонне.

Именно это положение человека есть чисто временный период, в котором он становится как личность. С исторической же точки зрения это есть «подготовка внутренних предпосылок» перехода к человеческому обществу. В будущем человеческом обществе могут жить лишь самостоятельные и всесторонне развивающиеся люди, которые создадут его сами по собственным меркам. И история, разрушая общества по капиталистическим меркам через деятельность владельца денег, формирует их своеобразным образом, совершенно неожиданным для людей.