Сохранить себя как продукта современных отношений

Коргамбаев Жарасбек Нургельдиеви
Или выходить за рамки этих отношений и искать пути очеловечения? А пока люди не задумались, история с этими людьми делает так, чтобы они теряли себя и лишались индивидуальности, превращаясь в бомжей. И что же общество должно делать с этими людьми, которые, как паразиты, живут на подачках от обывателей, которые даже не подозревают, что их ждет впереди.

Процессы расслоения общества, пауперизации населения нельзя отождествлять с такими же процессами, происходившими в период становления капиталистического способа производства, когда пауперы образовывались в результате сгона с земли массы крестьян и других категории людей. Согнанные с земли крестьяне, батраки и прочие элементы, не желавшие мириться с новым способом производства, навязанным им нарождающимся классом буржуазии, являлись предпролетариатом, из которого потом формировался рабочий класс, противостоящий классу капиталистов. Исходя из логики капиталистической эксплуатации, К. Маркс говорил о превращении относительного обнищания в абсолютное обнищание масс, которое вынудит их бороться и свергнуть власть эксплуататоров. Но какой смысл в нашем случае имеют нищета и пауперизация? О чем они свидетельствуют? Что общество, которое сковывается (расстраиваются механизмы его развития), подготавливается к переходу к новому качественному состоянию через принуждение внутренней необходимости, именно пауперизуя массу, это ясно не здравому смыслу, а логическому мышлению. Но в кого они должны превращаться и кем они станут дальше, освободившись от денежного рабства? Что эта необходимость развертывается не случайно как деградация, парализующая деятельность людей в рамках денежных отношений, этого уже пора понять. Что она должна быть вскрыта научным исследованием. Вот в чем вопрос? В истории ничего так просто не делается: общество находится в процессе превращения, а люди — в процессе изменения. И все это имеет многообразные формы проявления. А на чем сосредоточены "лучшие умы" современности? Мудрствующие аналитики и прочие, возомнившие себя гениями? На чисто внешних проявлениях жизни, которые на поверхности жизни не имеют никакой логики и просто беспорядочны.

Поэтому именно в «эпоху денег» растет деградация населения, деградация, которая в принудительном порядке освобождают людей от правил и порядков, созданных капиталистической цивилизацией. И здесь едва ли экономическая нищета, которая отнюдь не является результатом ограниченности производительных сил, сможет выступить такой принудительной силой. В современном мире, в основе уже автоматизированном, экономической нищеты нет. Здесь насаждается и развивается только духовная нищета и ослепление. Поэтому, как отмечают западные философы, указывающие на негативные стороны информационного общества, «человек скорей погрузится в царство молчания, он утратит индивидуальность, его характеризовать будет безликость». М. Хайдеггер же полагал, что будущему угрожает рассудочная экспансия, весьма характерная для современного века господства техники и техницизма. И люди, вместо того, чтобы бастовать и отстаивать свои права, деградируют и образуют контингент названных людей. И именно этот контингент людей и растет и на западе и у нас –  и это есть процесс внутреннего распада человека капиталистического общества, который вполне соответствует умирающей системе.  А вот как родится человек будущего, этот вопрос еще даже не затронут. Фуруристика вращается, по традиции, только вокруг техницизма.

Отсюда, при более точном определении, социализм является, с одной стороны, одним из этапов нисходящего движения капитализма, а с другой – этапом рождения нового общества. И механизмы его развития качественно отличаются от капиталистического и непосредственно связаны с развитием человека. Полный расцвет человеческой личности – вот тот величественный идеал, к которому стремились лучшие умы человечества и который и в прошлом и ныне для массы людей, обреченных на выживание, представляется в виде "сказочного богатства". Но это развитие в современном мире на самом деле ограничено для массы людей и выражается в деградации человека. Ведь мы о богатстве говорим лишь постольку, поскольку существует его антипод – бедность, нищета. С полным вступлением в силу индивидуальных механизмов развития развивается каждый  человек, и старые понятия о человеке утратят смысл и будут заменены «богатством человеческой личности» и «гармоническим развитием каждого» в полную противоположность тому невежеству, в котором люди живут в капиталистических странах.

Поэтому изобилие и свободное потребление как идеал – это миф, порождение воображения, задавленного нуждой. Оно результат резкого противостояния богатых и бедных, которое принимает фантастическую форму безграничного развития богатства, совершающегося через подавление индивидов и которое бесследно исчезнет с устранением противоречия между личностью и обществом. В действительности капитализм гибнет с разложением стоимости. И теперь мы имеем дело только с гибелью капитализма, основанного на этом отношении, и общество еще не выходило за его пределы, за исключением наших фантастических представлений. И здесь вместо «стоимости», господствовавшей до этого, должна обнаружиться «бесценность» человека и полная бессмысленность применения к человеку понятия стоимости как характеристики внешнего, вещного мира, которую изобретали люди для сохранения и развития богатства как такового. И тот фак, что это богатство попадает в руки людей, отнюдь не говорит о том, что найден путь всеобщего процветания. Как раз наоборот, таким путем разлагается общество. И если люди думают, что это понятие незыблемо, и оно сохранится навечно, характеризуя так же и человека наряду с вещами, наделяя его «ценами», — значит, это есть просто сознание, привязанное еще к «стоимости» и являющееся еще ее продуктом. И это так же бессмысленно, как и то, что отношения стоимости разлагаются, и именно это создает хаос, а люди стремятся их увековечить просто в сознании, чтобы сохранить себя как продукта этих отношений.