Миф об андрогине

Переводы Стихов
 

по Платону, существовала некогда исконная, первоначальная раса, "сущность которой ныне угасла", раса существ, заключавших в себе два принципа - мужской и женский - так называемые андрогины. "Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов". Этой расе также приписывают предание, донесенное Гомером, о братьях Оте и Эффиальте. "Это они пыталсиь совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов". Это та же тема, что и тема гигантов и титанов; это и прометеевская тема, и она же встречается в других мифах - в некоторой степени также и в библейском мифе о Рае и Адаме.

У Платона боги не поражают молниями и громом эти андрогинные существа, как до того поразили Гигантов, но лишают их могущества, разделив надвое. Отсюда мужской пол и женский; и лица разного пола, у которых жива еще память о предшествующем состоянии, вожделеют восстановления первоначального единства. По Платону, именно в этом импульсе следует искать конечный смысл эроса, метафизический и вечный. "Вот с этих давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать их двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. Помимо простого стремления к удовольствию, "ясно, что душа каждого хочет чего-то другого, чего именно, она не может сказать и лишь догадывается о своих желаниях, лишь туманно намекает на них".

Платон заставляет Гефеста вопрошать их: "Чего же, люди, вы хотите один от другого?.. Может быть, вы хотите как можно дольше быть вместе и не разлучаться друг с другом ни днем, ни ночью? Если ваше желание именно таково, я готов сплавить вас и срастить воедино, и тогда из двух человек станет один, и, покуда вы живы, вы будете жить общей жизнью, а когда вы умрете, в Аиде будет один мертвец вместо двух, ибо умрете вы общей смертью. Подумайте только, этого ли вы жаждете и будете ли вы довольны, если достигнете этого?" И далее: "Случись так, мы уверены, - утверждает платоновский Аристофан, - что каждый не только не отказался бы от подобного предложения, но счел бы, что услыхал именно то, о чем давно мечтал, одержимый стремлением влиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо. Причина этого такова, что такова была наша изначальная природа и мы составляли нечто целостное. Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней".

Если эти существа по сущности своей были способны внушить страх богам и бороться с ними , то, значит, эротическая реинтеграция не только сама по себе мистична , но и несет с собою некое могущество, возможно, опасное.