Глава 25 Чикаго и Бостон

А.Назаренко
Осенью 1876-го года, после окончания миссий в Бруклине, Филаделфии и Нью-Йорке, мистер Муди опять посетил Чикаго, где провёл специальное евангелизационное служение. На этот случай была возведена большая палатка, вмещающая более 10 тысяч мест для сидения. Служители, которые знали мистера Муди в ранние годы, оказали ему сердечную поддержку в работе;  и им самим    было приятно ощущать, что это не о них  сказано, что  «пророк не бывает без чести, разве только в своём отечестве».  В Чикаго знали мистера Муди, как ни в одном из городов мира, и поэтому в миссии, проходившей в октябре 1876 года, он получил сердечную, совместную поддержку от церковных служителей и от городских властей.
Во время миссии в Чикаго в 1876 –м году мистер Муди перенёс потерю близкого друга и неоценимого помощника, мистера П.П. Блисса, который умер внезапно. Несмотря на сравнительно молодой возраст, имя мистера Блисса было широко известно во всех воскресных школах Америки, и книга Гимнов Муди и Сэнки содержала много его оригинальных произведений. Музыкальная гениальность мистера Блисса подавала необыкновенные обещания. Он хотел посвятить все свои возможности на поднятие духовной музыки на высший уровень, достойный утвердить и обозначить высокое значение проповеди Евангелия. Он имел равный успех, как в написании гимнов, так и в создании к ним музыки.
«Аллилуйя!», «Дай мне больше святости», «Что ждёт меня, не знаю», «Чудные слова жизни» -
Вот только несколько гимнов, которые прошли испытание временем, переведены на другие языки и поются до сих пор.
Его личные качества были самыми приятными, и привязанность, которая существовала между ним и мистером Муди была глубокой и непоколебимой. Мистер Блисс с женой провели рождественские дни с родственниками в Тонаванадо, потом их путь лежал в Чикаго, чтобы присоединиться к мистеру Муди. Но произошла авария на железной дороге, которая прервала его жизнь. Поезд проломил мост Аштабула и упал с высоты 25 –ти метров в реку. Мистер Муди никогда не переставал скучать о нём, вспоминая их совместный труд, и часто с сердечной теплотой говорил об их прекрасном служении.
Миссия в Чикаго, в 1876-м году,  была не только яркой и привлекающей живой интерес, но стала реальной причиной притока в церковное членство.  Мистер Муди никогда не переставал предупреждать, чтобы, каждый из новообращенных, непременно был связан с какой-нибудь из церквей. Так  происходило большее посвящение  и духовный рост в христианской атмосфере.
В конце миссии было решено провести собрание для тех, кто пришел к вере именно за этот период. Все такие получили билеты, которые выдавались по заполнению кратких анкет. Потребовалось 6000 билетов. И прежде, чем эта осенняя миссия окончилась. Местные церкви констатировали около 2000 новых членов, которые провозгласили свою веру.

Позже критики говорили, что мистер Муди  больше не имел в Чикаго такой сердечной поддержки, какая была в его ранних миссиях, 29 лет назад. Однако, когда в 1897-м году было объявлено, что он будет проводит собрании  в Аудитории, самом большом холле города, вмещавшем шeсть тысяч, и многие говорили, что он не соберёт и половины зала на утренних и дневных собраниях, Мистер Г.Б.Лоури, представлявший газету Чикаго Геральд Трибюн, в то, позднее время, описывал так:
«Это была временная сцена. Проповедник на возвышении говорил. И это было похоже на то,  что огромная армия сидела у подножия горы приготовленная для образцовой церемонии. Ещё шесть тысяч мужчин и женщин стояли на улицах,  т.к. не смогли войти, потому что двери уже закрылись. Они не могли принять сообщения, что огромная аудитория  уже до отказа наполнена от пола до потолка. Наконец, они разошлись, и на это время движение по улицам было заблокировано. Не могли ехать даже кабельные машины. Шофера говорили, что это какая-то ошибка. потому что с тех пор, как мистер Муди покинул Чикаго, таких многочисленных молитвенных собраний никогда не было.
Цепочка полицейских пыталась спорить, но толпа им не внимала. За час до открытия все уже постарались войти. Люди, стоявшие у входа, были сметены с их постов приливом. Те, кто не поместился терпеливо ожидали снаружи и малыми порциями пробирались внутрь после окончания проповеди мистера Муди. Когда Доктор Торрей начинал звать волонтёров, мистер Муди заботился, чтобы всё было сделано правильно и чётко. Хор занял свои места, сооруженные в виде пирамиды. Поющих были сотни, и он просил их проявить полное воодушевление, предупреждая, что хорошее начало – это половина победы. Две сотни проповедников, сидящие отдельно, тоже были призваны к тому, чтобы потрудиться, а не только иметь честь присутствовать.
Органист должен производить звук громоподобный, как бы направляя людей к Сиону.
Чикаго всегда был дорог сердцу мистера Муди и здесь всегда он мог рассчитывать на поддержку многочисленных друзей. Как и в 1876-м году, он был сердечно приглашен в город его ранней христианской деятельности.
По окончании миссии в Чикаго, мистер Муди начал миссию в Бостоне, где возникли некоторые затруднения. Центром культуры в Новой Англии было увлечение новой философией материализма и рационализма, которые в то время имели широкий размах.
Идея возрождения в Бостоне для многих людей была ненавистной и с многих сторон была раскритикована и сопровождалась фальшивыми сведениями, иногда, и в личных высказываниях.
Но, если он имел сильное сопротивление с таких источников, то с другой стороны, он имел не менее сердечную поддержку от других.
Между ними было много тех, кто в последующих его проектах имел сердечное участие и давал полезные советы. Одним из них был мистер Генри М.Мурэ, кто более других оказывал ему ценную поддержку и стал близким другом. Весомые советы мистера Генри Дюрант очень пригодились при организации школ в Нордфилде. Так же, большую поддержку оказал и Доктор  А.Джей Гордон при организации конференции в Нордфилде. Её невозможно переоценить.
В Бостоне, как и в Чикаго, было возведено огромное временное помещение для проведения миссии. Посадочных месть было – шесть тысяч.
Служители и простые сотрудники всех деноминаций участвовали в организации работ, сопутствующих проведению миссии.
Признательность за труд, проведенный в Бостоне,  хорошо выразил доктор Джонсон Кук при закрытии. Выступив перед одной из лекций мистера Муди:
«Это навсегда останется неоспоримым, что здание, которое вмещало от шести до семи тысяч человек, открытое в Бостоне для проведения религиозных собраний, неделю за неделей, на протяжении двух месяцев, каждый день, иногда и дважды в день или трижды, когда неразбавленное христианство проповедовалось здесь, эта аудитория была наполнена до предела. Что другое могла наполнить её так часто и так долго? Это большой вопрос, который Эдинбург и Лондон, Чикаго и Сан-Франциско будут спрашивать.
« Это возрождение, определённо, превзошло то, было в 1740-х годах. В Вайт филде, когда пресса освещала события, связанные с распространением миссионеров за границу.
Все значительные и уважаемые газеты Бостона с одобрением отзывались о возрождении.
Следующее, что надо отметить, это религиозные посещения  от дома к дому, особенно в среде погибающих и деградирующих. Сейчас это было полезно и обнадёживающе для города.  Так же мы должны сказать и о молитвенных собраниях среди бизнесменов. Что пока не достигло высшего влияния.
« Позвольте мне назвать и четвёртый важный результат этого возрождения. Это – большое стремление повлиять на поведение и исправление недостатков в характере. Сейчас, в Бостоне, Было достигнуто больше, чем это происходило во время Ватерфилдс, потому что в то время люди ещё не были пробуждены к такой теме.»
Пять миссий проведенных в Бруклине, Филадельфии, Нью-Йорке, Чикаго и Бруклине, в течение 1875, 1876-1877 годов, можно назвать началом евангелизационных миссий в Америке, которые продолжались в течение двадцати лет. Перечислять сотни городов, которые были охвачены вниманием проповедника  не только в Соединённых Штатах, но и в Канаде и даже до Мексики, это было бы хорошей широкой репетицией вспомнить все случаи и методы его работы. Север, юг, восток и запад… Мистер Муди посетил все крупные города континента.
В некоторых случаях, он посвящал зиму полностью для проведения евангелизационной работы, параллельно с библейскими чтениями между христиан. Это происходило в Балтиморе, Сэнт-Луисе и Сан-Франциско, в каждом из которых он оставался от пяти до шести месяцев.
Часто его миссии оканчивались короткой конференцией для христиан, с целью пробуждения большего интереса в церковной и евагелизационной  работе. И здесь, как всегда,  было искреннее воззвание  к юным новообращенным, показать своё усердие для дальнейшей работы в церкви.
Позднее,  мистера Муди часто критиковали за то, что он уделял слишком много энергии и силы для проповеди между христиан. Его особый дар  был признан, и это – евангелизация. Было не разумно - из только недавно обращенных, пытаться сделать настоящих христиан.  Другие отмечали, что ранние миссии не оставляли постоянного результата в обществах, где они на первых порах вызывали высочайший интерес и широчайшее посещение.
Его повторяющимся опытом было то, что в любом среднем городе или холле, где проходили его служения, всегда находились люди, которые пришли в христианство благодаря его труду. Будучи обращенными от злых путей или привлечённые с путей сомнений и беспечности.
Они приходили на проповеди раньше, чтобы занять места поближе к платформе, или они стояли вдали, или кто-то не мог зайти через многолюдство. Этот успех в Божией  работе стал во многих местах препятствием для проповеди благовестия тем, кто никогда не принял Христа. Некоторым, просто не хватало места.
Часто возникали трудности другого порядка. Мистер Муди, понимая важность личного общения, всё же вынужден был посылать кого-то другого на вечера вопросов и ответов, т.к. сам в это время опять вёл проповеди. Но те люди иногда оказывались  не так хорошо знающими Библию, как мистер Муди. В этом был урон. Но всё же, очень многие вспоминали, что их приход в христианство был совершен после встречи с этим проповедником, или в прошлых миссиях, или сейчас.  Такие встречи, на которых проходили личные свидетельства,  об обращении ко Христу, всегда грели его сердце.
Даже в городах, которые находились вдали от его первых собраний, он слышал такие свидетельства. В продолжение его последнего, долгосрочного тура на тихоокеанское побережье, зимой 1899 года, он постоянно встречал тех,  чья христианская жизнь начиналась на его первых собраниях, которые он проводил много лет назад, в каком-нибудь городе восточных штатов или в Великобритании. Поэтому мистер Муди всегда старался находить новые поля  и во время одной из поездок, он получил приглашение в новые, недавно обоснованные города штатов Колорадо, Нью-Мексика и Аризона.
После проведения нескольких недель в Денвере и Колорадо-Спрингс, он начал серию кратких миссий в местах, где он никогда не бывал ранее. В некоторых из них поддержка была едва заметной. Потому что по сравнению с людьми, ищущими денег и развлечений, христиан было совсем мало. Но здесь он удваивал свою энергию и бывал обильно вознаграждён.
Говоря о трудностях в этой работе, он отмечал:  «Прошедшей осенью я молил Бога, чтобы Он послал меня на твёрдое поле и Он ответил на мою молитву »  Но трудности всегда мотивировали его к большему труду и он всегда говорил искренне, что было бы хорошо, чтобы миссии были более продолжительными, нежели он имел на то время. Его труд был обширнее, чем только заставить блудных сыновей  «прийти в себя»
В одном из городов он получил письмо, написанное от руки, где бродяга сообщил, как он, покинув город после проповеди о покаянии, сел на ночной поезд и поехал в Филадельфию, попросить   у своих родных прощение за своё недостойное поведение, так огорчавшее их.
Тысячи, приходившие послушать проповедь, уходили прочь, другие же, тоже тысячи, обращались от своих злых путей.
Нужно не забывать, что всякая толпа людей состоит из отдельных душ и к каждому надо прикасаться отдин на один. Мистер Муди как раз обильно был наделён таким даром.
Он всегда был заинтересован проводить вечер вопросов и ответов, хотя часто имел разочарование от своих помощников. Он говорил:  «Каждый должен попробовать приобрести хоть одну душу» - это было постоянным его призывом. И сколько он выиграл в этом – трудно подсчитать.
Конечно, он заботился о том, чтобы видеть результаты своих трудов, но не сильно был толерантен к статистике. Когда служитель одной церкви спросил его, сколько душ спаслось от его проповедей, он ответил:  «Я ничего не знаю об этом, Доктор. Благодарение Богу, я не обязан это знать. У меня нет Книги жизни спасённых овец»
Обозревая работу этих месяцев и сравнивая их с миссиями, проведенными в Великобритании и в Америке, профессор В.Д Макензи сказал: «Удивительный факт, что на фоне современной истории, когда многие гонятся за богатством, проповедь мистера Муди имела величайший успех. Так же и в Великобритании: на фоне развивающихся светских науки при полусонном состоянии церквей, простая проповедь, воодушевлённая Святым Духом, обретала многие сердца к перемене жизни. Это всё могло произойти только благодаря Божественному вмешательству»  (немного сокращено)