Князь Владимир

Андрей Незбайло
 
Как известно, история человечества развивается по спирали, когда одни и те же обстоятельства повторяются с разными свойствами и условиями.
   Но человечество во все эпохи не желает с этим мириться, самонадеянно стараясь вытянуть спираль истории в прямую линию, называя себя «апогеем истории», в каждую эпоху именуя свою систему «венцом творения».
Бессмысленно пытаясь бороться с естественными процессами, которые победить невозможно, ибо как ни вытягивай спираль истории, она все равно вернется к своему привычному состоянию, действуя как пружина.
И я не завидую тем доверчивым людям, которые строят свою жизнь согласно этим химерам, доверившись каким-то глупцам, которые возомнили себя «апогеем истории», выдавая свою систему за «венец творения».
Не желая понять, что когда-нибудь все их уверения будут опровергнуты самой историей, ибо она продолжит развиваться дальше, следуя естественным процессам.

И вот мы с вами в двадцать первом веке, после всех этих бесчисленных прецедентов прошлого, и мы смотрим, как на сцене нынешнего времени в Москве, у стен Кремля, разыгрывается знакомый спектакль.
   Когда власть имущие пытаются по собственной недалекости вытянуть спираль истории в прямую линию.
Повторяя ошибки своих предков, которых уже смыло волной перемен, но им-то, нынешним царедворцам, кажется, что они не допустят повторения этих катастроф. Не осознавая одного, что они сами и есть эта самая катастрофа, и они уже ее допустили.
И вот мы с вами видим этот памятник Князю Владимиру, и мы слышим эти речи, просто переполненные близорукостью, когда люди по ошибке пытаются выдать нашу противоречивую историю за прямую линию.
И главное, какую историю, всю от начала и до конца, отметая все лишнее и до, и после. Занимаясь историческим монтажом, объявляя христианскую эпоху "апогеем мироздания" и "венцом творения", при этом не желая понять, кому именно они поставили памятник, выдавая Князя Владимира за какого-то защитника нынешнего строя и вековых традиций.
Но кто был этот человек на самом деле, под монументом которому они говорили все эти речи?
Ведь если присмотреться получше к Князю Владимиру, то все эти речи нынешних царедворцев окажутся очень странными. Ибо на самом деле этот памятник, этому человеку, является самым страшным предзнаменованием будущих потрясений и перемен.
Ибо спираль истории вытянутая ими в прямую линию, снова обречена вернуться к естественному состоянию.
И это предзнаменование лежит на поверхности, стоит только заглянуть в биографию Князя Владимира, и разобраться, кто он такой.
   
Для человека, который обладает здравым смыслом, это будет сделать совсем не трудно. Достаточно только представить себя современником той эпохи.
А для этого нужно совсем немного, разве что подчеркнуть мало-мальскую информацию о том времени, а дальше все сделает ваша фантазия.
Ведь, что такое жизнь во все времена, какую эпоху ни возьми? А это постоянный процесс борьбы за выживание, это вечный спектакль одних и тех же обстоятельств, только при разных условиях и свойствах.
Это вечный поиск истины, ответов на какие-то вопросы, которые облегчат условия жизни и откроют новые перспективы для общества и государства.
Вот что такое жизнь и сегодня она такая, и во времена Князя Владимира она, естественно, тоже была такая. 
Ну, так давайте представим, что мы родились в то время, в Киевской Руси, и мы не знаем, что будет дальше в нашей судьбе, потому что наша судьба и судьба нашего государства еще не написана.
И поэтому в то время, как и всегда, мы занимаемся привычным делом - пытаемся выжить, выжить в тех условиях и обстоятельствах, которые нас окружают согласно духу времени.
И мы с вами, родившись во времена Древней Руси, верим в те верования и традиции, которые считаются привычными. Ибо вера предков для нас не чужда и мы верим в нее, ибо она, как и любая вера, помогает нам примириться с трудностями и несправедливостями, которые окружают нас в каждую эпоху...
Вот так мы и живем, что сейчас, что тогда, со своими особыми свойствами и условиями, в своем особенном мире Первого Тысячелетия.
Пока однажды к нам не приходит один удивительный человек - Князь Реформатор, Князь Владимир.
   А что дальше? А дальше огонь, пожар, катастрофа для всех наших ценностей и уклада нашей жизни, ибо спираль истории, вытянутая в прямую линию, внезапно схлопнулась для наших предков.
И к ним, к несчастным страдальцам,  пришла новая эпоха, с которой пришли новые веянья и пришла так называемая "истинная вера", которая насильственно свергла прежнюю веру. Назвав ее оскорбительно языческой верой, безжалостно плюя на своих современников, которые отказывались считать наследие отцов, веру в бога Перуна- языческой верой.

Потому что в те времена, во времена Первого тысячелетия, никто не называл ее таким словом. Ибо это уже потом, в Христианскую эпоху, их великую веру, их великое наследие, начнут именовать этим «хамским словом».
И бессмысленно отпираться, ибо нельзя не признать, что тогда, в Первом тысячелетии, наши предки искренне верили в бога Перуна, так же как потом стали искренне верить в бога Христа.
И это не является оскорблением ни для того, ни для другого, ибо жизнь всегда одна и та же, как и люди всегда одни и те же.
Поскольку во все времена у людей существуют естественные духовные потребности и они идут к богу за успокоение своей души, ради достижения духовного умиротворения, дабы  найти ответы на сакраментальные вопросы, даже если они являются лукавыми ответами, главное успокоить душу.
Вот зачем люди во все времена идут в храм, и им глубоко плевать, кому этот храм принадлежит, что Перуну, что Христу. Ибо в Первом тысячелетии "богом истинным" считался Перун, а во Втором тысячелетии стал считаться Христос.
А люди, люди все это принимали от эпохи к эпохе, потому что для них самое главное получить благодатный эффект ради которого они и приходят в храм.

И поэтому никак не стоит воспринимать наших предков времен Древней Руси, как еретиков и язычников, которые, оказывается, "верили неправильно".
Ах, дамы и господа, они верили правильно для своего времени, для Первого тысячелетия, в котором жили согласно духу времени.
Поэтому оскорблять их, обзывать их, бахвалясь за их счет, это глупо и отвратительно. 
Более того, такая постановка вопроса является самоубийственной, потому что «позволить себе призирать своих предков, значит позволить своим детям призирать себя».

К слову сказать, именно на этом и строится извечный конфликт «отцов и детей»  из-за которого вся наша история и наполнена бесчисленными катастрофами и страданиями.
И если мы хотим понять и подчинить себе весь исторический процесс, мы должны сначала понять этот извечный конфликт. Конфликт "отцов и детей", который является логическим началом всех остальных конфликтов, происходящих в мире.
Так давайте разберем этот конфликт на бытовом уровне: когда отцы в условиях семьи начинают позволять себе лишнее, именуя себя «апогеем истории», а их дети, являясь по праву будущим поколением, начинают чувствовать это противоречие и внезапно обретают жажду доказать своим отцам, что они ошибаются. 
И насколько бы сильными ни были поколения прошлого, история убедительно доказала, что молодость всегда побеждает, ибо естественные законы природы никому не позволят жить дольше будущих поколений.
Поэтому конфликт отцов и детей всегда оканчивается победой детей, ибо отцы посмевшие провозгласить себя «апогеем истории», обречены стать жертвой будущих поколений.  Которые во все времена доказывали своим отцам, что они не правы, считая, что история кончается на них.
И вот так мы и живем, развиваемся и переходим от эпохи к эпохе, как на бытовом уровне, так и на общегосударственном.

Но мы слишком отклонились от Князя Владимира.
Вот кто он такой, с точки зрения обывателя Древней Руси?
А Князь Владимир - это удивительный человек, это правитель, который принял Киевскую Русь с Богом Перуном, а оставил с Христом.
Это правитель, который не щадил собственный народ и даже собственных братьев в борьбе за власть и свои идеалы.
Но нам-то интересно, что чувствовал обыватель Древней Руси, который жил тогда в своем привычном укладе, когда к нему вдруг пришел новый правитель со своим "новым миром", который по каким-то неведомым причинам решил сбросить старые порядки и насадить новые.
Но для чего ему всё это?- очевидно спрашивали себя современники Князя Владимира, которые смотрели на эти катастрофы прошлого мира и не верили своим глазам.
Ибо всё это, всё прошлое и привычное, сносилось под корень, чтобы построить "новый мир", а  как с ним жить с этим новым миром и почему они должны с ним жить- жители Киевской Руси не понимали.
А когда они сетовали на эти перемены, им говорили привычную фразу будущих поколений "вы - старые дураки",а "мы - апогей истории»".
   Ах, сколько раз отцы слышали эту знакомую фразу и не от кого-нибудь, а от своих детей. И сколько раз, новые правители, приходя к власти,  уничтожали старый мир во имя построение нового мира, насаживая нововведения не только  на грядущее, но и на всё прошлое.
Стоит ли говорить, что все эти процессы естественно взаимосвязаны на всех уровнях, ибо бытовые дилеммы формируют общественные, а в дальнейшем вытекают на общегосударственный уровень.
И Князь Владимир был не исключением всех этим процессов.
Принесший из Византии свое назревшее Христианство, он был не первым и не последним царедворцем, кто занимался «экспортом идей» ради создания нового мира.
Тем же самым занимался, к примеру, Петр Первый, который привезет из Европы уклады западного общества, чтобы на их основе создать Российскую Империю.
А потом тоже самое будет проделывать Ленин, который привезет из Европы идеи коммунизма, ради создания все той же Империи, только своего времени.

    Но что чувствовали обыватели всех этих эпох, когда их привычные уклады жизни отдавали под снос?
   А они чувствовали все тоже самое, что и в эпоху Князя Владимира - они испытывали сожаление и страдание, участвуя в нескончаемом конфликте отцов и детей, который распространялся по всем уровням общества и государства, от которого во все времена страдало и прошлое, и будущее поколение, повторяя одни и те же ошибки.
Когда старики, именуя себя «апогеем истории», решали существовать вечно, как за счет прошлого, так и за счет будущего. Таким образом, создавая причину для конфликта, когда их собственные дети начинают бороться с миром отцов, отправляя под снос всё, что мешает им самореализоваться.

И не трудно догадаться, почему этот извечный спектакль под названием конфликт "отцов и детей" повторяет из эпохи в эпоху: А потому, что новое поколение, снося предыдущее, начинает вести себя точно так же, только при новых условиях, со своими собственными детьми.
Называя себя "апогеем истории", при этом не желая понять, что не существует никакого "апогея", что конца истории не будет, какое поколение ни наступи...
Ибо всякое поколение является всего лишь переходящим поколением, всякая  религия и система является всего лишь переходной системой.
Именно поэтому Первое тысячелетие абсолютно законно принадлежит богу Перуну, Второе тысячелетие  богу Христу, а кому будет принадлежать Третье тысячелетие, я пока утаю...

   Но всегда следует помнить, что в какую эпоху ни живи, всегда наступает момент, когда существующие порядки становятся анахронизмом и рано или поздно обречены уступить свое место назревшим веяньям времени.
   И как бы ни сопротивлялись современники, все их попытки "остановить естественное развитие истории" окажутся бессмысленными. Ибо, что они могут поделать, когда против них выступает не абы кто, а их собственные дети. Против которых они заранее в проигрыше по всем фронтам.
Вот так и живем, продолжая антракт за антрактом вечный спектакль истории, все время прикидываясь ее "апогеем", не желая учиться на ошибках прошлого.

Но если мы хотим умиротворить эти процессы, ослабить этот извечный конфликт "отцов и детей", потребуется совсем немного.
А именно: Всего лишь признать естественные процессы, что ничего вечного нет, что мы не вечны, что ничего на белом свете не является "апогеем истории", ибо "апогея нет", а есть только исторический процесс, который состоит из множества переходных этапов.
И наша задача, какой этап не возьми, это «достойно принять наследие предков», «достойно прожить свой век», а потом «достойно передать его будущим поколениям все полученное и приобретенное нами".
И только это и потребуется от нас в любом поколении, как на бытовом уровне, так и на общегосударственном. 
Но это идеал, а жизнь совсем другая.
Ибо в жизни старики так боятся смерти, что начинают мнить себя апогеем истории, а молодые, почувствовав, что им не дают перспектив, начинают сетовать на отцов и свергать их, свергать с ненавистью и кровью, а потом сами начинают играть в те же  игры, повторяя привычный опыт из поколения в поколение.

Впрочем, мы с вами снова отвлеклись от Князя Владимира.
От человека, которому у стен Кремля, в Москве, поставили памятник, и, главное когда поставили? На заре Третьего тысячелетия, как будто считая, что Третье Тысячелетие будет таким же, как и второе. Провозглашая лозунги, суть которых в сухом остатке такова: «мы - апогей истории».
И особенно забавно это звучит на фоне памятника Князю Владимиру, который установлен в честь человека, который в конце Первого тысячелетия пришел к своим соотечественникам и, наплевав на их уклад жизни и традиции, изводил мир предков  под корень.
Объявляя их веру, веру предков, языческой верой, а своих соотечественников - язычниками, принося свою истинную веру, свое Христианство, с огнем и мечом, уничтожая всех, кто посмеет не принять новшество времени.

И как можно у памятника этому человеку говорить о нерушимости традиций, о нерушимости православия? Когда этот же человек, этот же Князь Владимир, для своих современников был самым  радикальным авангардистом, переломавшим уклад их жизни до неузнаваемости.
И как можно быть такими затуманенными, такими иступленными в собственной "избранности", чтобы не видеть, какому страшному предзнаменованию  христиане поставили памятник?
Толи не имея критического мышления к себе, толи не обладая способностью отстраниться от стилистической обертки и смотреть в суть, но христиане смотрят на Князя Владимира и видят верного предводителя своей веры, который убивал проклятых неверных, насаживая истинную веру.
Не желая рассматривать человека через призму его поступков, ибо только таким образом можно по заслугам охарактеризовать любого человека.
Именно поэтому на месте Князя Владимира я вижу безжалостного-миссионера, который в зените Первого тысячелетия убивал невинную паству Бога Перуна преследуя цели построения нового мира.
А в зените Второго тысячелетия вполне бы мог убивать невинную паству бога Христа, преследуя все те же идеалы, как это было в нашей истории при Советской власти.
 

Вы наверно спросите, почему эти потрясения происходят?
А очень просто, дело в том, что когда система становится анахронизмом, приходят новые веянья, а с ними приходят свои Князи Владимиры, которые огнем и мечом насаживают современникам свою истинную веру,  не считаясь с чужими жизнями.
Вы наверно спросите, а почему христианство переживало в 20веке все то же самое, что и тысячу лет назад переживали их предшественники?
А потому что христианство, дамы и господа, безнадежно устарело, перестав быть авангардной идеей, скорее напоминая веру киевлян в бога Перуна.
И Христианство, как ни странно, это прекрасно понимает, именно поэтому они так боятся общества, защищаясь от него на всех уровнях. Прекрасно догадываясь, что люди не верят в их концепции,  потому что даже их собственные проповедники не верят в них, доказывая это своей собственной развязной жизнью.   
И поэтому с точки зрения интересов православного человека,  восхвалять Князя Владимира это безумие, это пир во время чумы, не больше и не меньше.

                *******************************
Но мы с вами так и не ответили на главный вопрос, а зачем Князь Владимир это всё делал? Зачем Князь Владимир принес Христианство на Древнюю Русь?
И если отбросить привычное объяснение этих событий, мол "Князь Владимир даровал истинную веру проклятым язычникам", окажется что Князь Владимир принес христианство по объективным причинам, потому что для этого подошел естественный процесс развития истории.
Ибо к концу первого тысячелетия закончилось время многобожия в Европе и на место бога Перуна - пришел единый общий Бог, обладавший более совершенной религиозной концепцией и более достойными ответами на сакраментальные вопросы, которые волновали людей в каждую эпоху.
И поэтому, согласно естественным процессам истории, естественному переходу от худшего к лучшему, на Древнюю Русь пришло христианство, которое заменило устаревшие верованья той эпохи по всей Европе. 
Вы спросите для чего?
А все для того же, чтобы на ее основе создать более совершенную форму общества и государства.
Ибо все процессы взаимосвязаны и мы должны помнить, что всякая вера, является "архитектурным проектом". Проектом всего остального в государстве и обществе. И этот проект не может стоять на месте, он должен модернизироваться от эпохи к эпохе, чтобы отвечать духу времени и отвечать запросам общества переходя от худшего к лучшему...

Стоит ли говорить, что отрицать этот нескончаемый процесс, значит навлечь на себя страшные беды и поэтому не стоит думать, что христианство является "апогеем истории".
Ибо христианство не является "истинной верой единственной и окончательной", ей совершено законно принадлежит Второе тысячелетия, но не принадлежат все остальные, история которым миллионы и миллионы лет.
И Христианство, безусловно, является более совершенной формой религиозной концепции с точки зрения прошлых эпох, но с точки зрения будущих, нет, не является.
   И естественные законы истории, безусловно, заставят нас признать этот факт, и  приготовиться к будущему, а иначе – катастрофа.
Когда в результате конфликта "отцов и детей" буйные дети сместят обнаглевших отцов, чтобы создать с помощью насилия свой Новый Мир.
И тому есть многочисленные примеры в нашей истории, апогеем которых стала  Великая Русская Революция, как ее начало, так и ее конец.
Которая снесла под корень старый мир тотального христианства, потому что старый мир отказался от развития и переосмысления себя, считая свою систему «апогеем истории».
Но «апогеев» не существует ни в одну эпоху, есть только переходящие звенья.
И самое лучшее, что мы можем сделать, это смириться с этим и попытаться их упорядочить, подчинить логике вещей, четко осознавая картину происходящего.
Не пребывая под влиянием безумных фантазий, именуя себя и свое время «венцом творения».
Ибо вера в собственный апогей это и есть истинное лицо "Язычества" и эта химера парализует прогресс во все эпохи при любом боге, что Перуне, что Христе. И она ужасна и фатальна для всего, ибо  заставляет современников падать духовно, опоганивая свое прошлое, опоганивая свое будущее.
И это язычество порождает бесконечные катастрофы и конфликты на всех уровнях общества и даже сейчас оно цветет пышным цветом и ему не видно ни конца, ни края, приводя, то и дело, к неминуемым конфликтам в обществе и международным потрясениям.
Именно поэтому памятник Князь Владимиру - это памятник не тысячелетнему православию, которое якобы просуществует еще тысячу лет.
Это памятник человеку "эпохе перемен", который обречен прийти к нам на заре Третьего тысячелетия  и принести с собой потрясения, и эти потрясения произойдут по тем же причинам, что и тысячу лет назад. Ибо "нынешняя вера", так же, как и во времена Киевской Руси, "безнадежно устарела" и уже не отвечает духу времени.
Не позволяя развиваться обществу и государство, утягивая нас в прошлое, когда обязана тянуть в будущее.
Именно поэтому, с точки зрения моего субъективного мнения, у христианства будущего нет, и на его смену обязательно придет новая концепция, которая займет место предыдущей, дабы в новых условиях исполнять свою прежнюю функцию.
Тысячу лет назад, толкая вперед через бога Перуна, потом толкая вперед через бога Христа, а теперь, после семидесяти лет безбожия, когда стало ясно, что со старым Богом жить нельзя, но и без Бога тоже.
   Пришло время, когда на заре Третьего тысячелетия должна прийти Новая религиозная концепция, которая займет всю имеющуюся религиозную инфраструктуру и будет отвечать запросам времени. Переосмыслив  сакраментальные вопросы согласно духу времени, перестав топтаться на старых представлениях о мире, которые уже давно вышли за грань допустимого став обычным мракобесием.

Стоит ли говорить, что процесс истории неумолим и единственный способ не допустить катастрофы, это оставаться в рамках естественных процессов, смены  худшего на лучшее.
Стоит ли говорить, что всякая попытка сопротивляться этим естественным процессам истории, значит стать их жертвой.
И нет никакого смысла с ними бороться, потому что победить их нельзя, их можно только умиротворить, отказавшись от принципа "апогея истории", приняв "переходящий процесс" за норму развития истории.
Отказавшись от "язычества" как от нормы бытия, взаимодействуя с прошлыми и будущими поколениями согласно одной норме -поступательному процессу, таким образом ликвидировав всякое основание для катастроф и междоусобиц.

Но это идеал, а жизнь совсем другая, потому что в жизни каждый мнит себя апогеем истории и думает, что всё предыдущее, что было за ним, это чушь и дурость, а всё будущее, что будет после него, должно плясать под его дудку, отбросив все свое.
Смешно, ах, как же смешно, не будет этого, господа, не было и не может такого быть.
Так зачем же бороться с ветряными мельницам, может быть, пора заняться полезным делом и пойти молоть муку?
Впрочем, чтобы мы ни выбрали, мы с вами живем на заре Третьего Тысячелетия и наблюдаем за установкой памятника Князю Владимиру.
И мы ясно видим проблески нашего будущего, будущей эпохи, которая зияет над нами через этот памятник.
    И как бы наши сегодняшние современники ни сопротивлялись этим естественным процессам, возомнив себя «апогеем истории», их попытки безусловно ни к чему не приведут, потому что Христианская эпоха закончилась так же, как закончилась когда-то эпоха бога Перуна.
И она закончилась не потому, что кто-то плохой так решил, а потому что такова логика развития истории.
Ибо Христианская эпоха исполнила свою миссию, как только пришла эпоха гражданского общества, эпоха Свободы, Равенства и Братства, начавшаяся еще двести лет назад во времена Великой Французской Революции, Американской Революции, Русской Революции. 
И эта эпоха не нуждается в Христианстве, потому что Христианство выполнило свою миссию - оно привело нас к этой эпохе. Эпохе Гражданского общества, для которой нужна своя религия, но христианство не нужно.
Ибо эпоха Гражданского общества не нуждается в религии, которая будет проповедовать и легитимировать исключительно монархический строй. Формируя общество на старый лад не как гражданское общество, а как общество рабов божьих, не как равноправных граждан, а как сословное общество, которое живет по принципу "кесарю кесарево, а богу божие".
И поэтому христианству нет места в будущем, ибо это место уже занято гражданским обществом, которое не нуждается во всех этих мистических сказках и продавцах воздуха.
Ибо будущему миру не нужен рай после смерти, будущему миру нужен рай на земле и будущее его построит.
   
И мы сейчас все с вами на заре Третьего тысячелетия всего лишь переживаем еще один переходный этап, когда старые формы общества и государства отживают, а новые рождаются и приходят на смену предыдущим.
   Эти процессы, начавшиеся еще двести лет тому назад, со времен Французской революции, по правде сказать, могут продлиться еще двести лет, но они, безусловно, закончатся постхристианским миром.
Ибо религия - это институт, в котором закладываются проекты всего остального и общества и государства, и не может быть такого, чтобы общество и государство развивались вне этих проектов.
Именно поэтому нужно отделять не религию от государства, а религию от старых концепций, просто обновляя их от эпохи к эпохе.
   И смею вас уверить, что в постхристианскую эпоху, обязательно придет более совершенная религиозная концепция, которая будет отвечать духу и запросам времени.
И новым символом этой эпохи, несомненно, станет простой человек, ибо гражданскому обществу, обществу науки и здравого смысла не нужен сын божий. Ему нужен сын простого человека, который будет не менее, а то и более, достоин своего предшественника. Приняв казнь от распятья, так же как и Христос, существуя с ним в одну и туже историческую эпоху Древнего Рима.

Вы наверно спросите, о ком я говорю?
А я говорю о великом событии в истории человечества, о восстании Спартака, когда гладиатор Спартак со своими товарищами поднял восстание рабов, и оно перетекло во всенародное восстание в Римской Империи.
И вокруг Спартака, после его оглушительных побед и свершений, собралась огромная армия, чуть ли не двести тысяч сподвижников собралось, состоя из бывших рабов и членов их семей, которые освободились благодаря своему спасителю.
И все они были настроены продолжать свои свершения, обладая колоссальным энтузиазмом и солидарностью, захотев сломить всю Римскую Империю и принести рабам Империи повсеместную свободу и благополучие. Фактически проповедуя идеи гражданского общества идеи Свободы, Равенства и Братства.

Но, как и все мессии всякой эпохи, они оказались не поняты современниками, и система Римской Империи оказалась сильнее всенародного восстания.
В результате чего великая армия рабов со своими Апостолами Свободы утратила все надежды победить и стала отступать из Римской империи, пытаясь спастись хотя бы сама за ее пределами.
Но на своем пути Спартак со своими сподвижниками попал в капкан двух Римских армий, которые в кровавой брани разбили армию рабов. 
И после этих страшных потрясений и катастрофы в плен к Римским генералам попал предводитель восстания Спартак и три тысячи его сподвижников.
Но римские генералы не знали, кто именно из них был Спартак и тогда они предложили остальным пленным выдать их предводителя, а взамен пообещали им возможность вернуться к прежнему рабскому существованию и таким образом спастись от смерти.
   Но Апостолы Свободы -сподвижники Спартака - не пошли на эту низость, ибо для них великие идеалы Свободы, Равенства и Братства были куда дороже собственной жизни.
И тогда Римские Генералы решили распять их всех, все три тысячи пленных среди которых был и Спартак.
И они, эти герои древности, повисли на кровавых распятиях, растянувшись в своей бесконечной веренице, вдоль дорог Римской Империи, связав своей цепью трупов целых три римских города. 

Что еще тут прибавишь, рассказывая об этом непризнанном Спасителе, спасителе новой эпохи, спасителе гражданского общества.
Да ничего, ибо про Спартака не нужно придумывать небылиц, объявив его сыном бога, приписывая ему чудеса воскрешения и прогулки по воде. Ибо он, Спартак, и  так величайший во всех смыслах и мерках, являясь фактически сверхчеловеком, как и все его апостолы.
И мне, как человеку и гражданину сегодняшней эпохи, хочется быть ему достойным, хочется страдать вместе с ним за правое дело, хочется страдать за него, повиснув вместе с ним на распятии, и быть там, в их строю, умирая вдоль бесконечных римских дорог.
Прикрывая тело спасителя своей спиной, как прикрывали Спартака его сподвижники, защищая не Сына божьего, а простого  человека, такого же достойного, как и его сподвижники.
Что такое Христос для меня?
Все тот же Перун, только Перун Второго тысячелетия, я его уважаю, понимаю, зачем он был нужен, но его миссия выполнена.   
Ибо в нынешнюю эпоху, в эпоху гражданского общества, Христос, по моему субъективному мнению, обречен уйти, а на его место прийти Спартак. Стать новым религиозным символом новой религиозной концепции, обладая всеми качества спасителя, спасителя сегодняшнего дня, сегодняшней эпохи.
И подобно тому, как бог Перун был спасителем для Первого Тысячелетия,подобно тому, как бог Христос был спасителем для Второго, так и Спартак будет спасителем для Третьего тысячелетия.
И подобно тому, как Князь Владимир тысячелетней давности принес Христа вместо Перуна, так и в нынешнюю эпоху однажды придет Князь Владимир который принесет Спартака вместо Христа.