Использована репродукция "Первое облако" Sir William Quiller
Orchardson The First Cloud,1887 (см.прим)
В любви, если любовь – любовь, сердца взаимны,
Сомнение с доверием не будут равносильны:
Нет веры в малом – есть сомнение во всём.
Мерлин и Вивьен, А.Теннисон
перевод Елена Дембицкая,http://www.stihi.ru/2010/12/20/9770
Как Любовь, если Любовь совершенна, изгоняет страх,
Так что Ненависть, если Ненависть прекрасна, изгоняет страх.
Мерлин и Вивьен, А.Теннисон
Любое облако на ясном небе
всего лишь конденсация паров
-той влаги,что уже давно осела.
И зеркало , что вместо маски на лице
источник обаяния в душевном узнавании,
живёт не дольше, чем яйцо с птенцом.
А жизнь на общем ложе ложна,
когда извилины по разному уложены?
Пожестче в голове извилины, построже.
Преодоление грехов – путь к святости,
Шаг первый (нагрешить)-уже на полпути.
А шаг второй ?-Зачем?- Всё так прекрасно.
Ложь бескорыстна, лишь, (прискорбно)
в наивной детской простоте.
Но простоте все возрасты покорны.
__________________
Примечания.
Это последняя из трех картин Орчардсона, посвященных теме несчастливого брака. Первые два в серии, Mariage de Convenance (1883, Glasgow Museums) и Mariage ; la Mode - After! (1886, Художественная галерея Абердина) изображают недостатки женитьбы на богатстве, а не на любви.В «Первом облаке» брак все еще основан на обмене ее красоты на его богатство, но возрастной разрыв менее заметен. Однако без любви отношения не имеют прочной основы, и этот первый разрыв пары - это просто облако перед бурей. Картина была впервые показана в Королевской академии с этими строками от Теннисона*(см.ниже):
"Это небольшой разлом в лютне
Это мало-помалу сделает музыку немой"
'It is the little rift within the lute
That by-and-by will make the music mute.'
Как и во многих драматических сценах Орчардсона, - это элегантная викторианская гостиная. Жена уходит из комнаты через колонную арку, ее изящная форма вырисовывается на фоне темного отверстия в занавесках. Хотя она обращается к нам (и к мужу), ее лицо смутно отражается в зеркале в темной комнате за ее пределами. Эта фигура была смоделирована миссис Хоуп, одной из семей очень красивых сестер. Для мужа Орчардсон использовал близкого друга, художника Тома Грэма. Он стоит у камина, выглядя крайне недовольным и, возможно, довольно пьяным, его руки засунуты в карманы. Психологический раскол, выросший между парой, физически подчеркивается пустым пространством паркетных полов, которое их разделяет.
(*)Проблема женщины в «королевских идиллиях» Теннисона (к вопросу о социологии викторианской культуры);Ю.С. Серенков, https://clck.ru/BF5P8
-Альфред Теннисон был искусным идеологом в сфере тендерной политики. Три первые поэмы цикла «Королевские идиллии» отражают озабоченность мужской половины викторианского социума перспективой потери патриархальной власти. Теннисон через образы Вивьен, Энид и Гиневры очерчивает суть женской проблемы, сложившейся к 60-м гг. XIX в. Действие поэм подсказывает решение этой проблемы.
Отрывок из статьи:"Феномен страха мужчин викторианской Англии перед сексуальностью женщин засвидетельствован во многих источниках; о нем, в частности, многое говорится в третьей главе исследования У.С. Джонсона «Секс и брак в викторианской поэзии».
Теннисон, как выяснилось, был одним из тех, кто подобный страх испытывал.
...«Поражение» Мерлина происходит здесь после того, как он насладился сексом с Вивьен. …Ее сексуальное завоевание Мерлина осуществляется при помощи хитрой смеси податливости, любви и лести; она в конце концов завоевывает его доверие и овладевает его тайнами. В образе Вивьен, как кажется, выведено нечто
большее, чем боязнь «распущенных» женщин. Образ Вивьен может рассматриваться и как гротескное отражение отношений полов, практикуемых в семье, когда жена за свои сексуальные «одолжения» требует полного доверия от мужа. Вивьен – не только женщина, активная в сексуальном плане; она также требует, чтобы мужчина поделился с нею своим, «мужским» знанием. Она бросает вызов не только мужской потенции,но и патриархальной мудрости – в этом поэма «Мерлин и Вивьен» смыкается с поэмой «Принцесса» и озабоченностью Теннисона положением дел с образованием для женщин. Возможно, боязнь доверять женщинам, с которыми мужчины времен Теннисона находились в близких отношениях, приходит с историческими переменами, которые претерпевает семья. Семья к тому времени становилась все более «интровертивной»;«чувства» все в большей степени локализовались в «ядре» семьи, что доказывает социолог Л. Стоун в описании «закрытой доместицированной нуклеарной семьи» (The Closed Domesticated Nuclear Family) в разделе IV своей монографии «Семья, секс и брак в Англии, 1500–1800 гг.» [14]. В семье подобной структуры жена обладала реальной властью, потому что ведала домом и удовлетворяла потребности семьи.По сути дела,она выступала «посредником» в удовлетворении всех физических потребностей семьи – связанных со здоровьем, едой и сексом. Именно в этот период, как кажется, в Англии назрела необходимость ослабить женскую власть при помощи идеологии: идеологии, которая позволила бы сохранить патриархальность.И хотя вес мужчины в семье усиливался за счет сужения ее структуры (теперь в семье был только один «старейший»),продолжительное отсутствие отца на работе либо в компании означало, что в домашнем быту он был представлен только своим авторитетом. Авторитет, в свою очередь, опирался на деньги, которые он зарабатывал и, как правило, хранил. В подобной ситуации любые столкновения между мужчиной и женщиной «на равных» (либо при наличии – потенциальным образом – большей силы у женщины) выливались в угрозу для
первого, шла ли речь о физическом либо интеллектуальном противостоянии."