Конкурс 11. Лепестки сакуры. Кованое золото хайку

Клуб Золотое Сечение
    Дорогие друзья!

Чем поэзия отличается от прозы? Важно остановится именно на этом. Потому что многим непонятно, как можно тремя строчками, написанными без рифмы, описать увиденную пейзажную картинку так, чтобы это стало настоящей поэзией. В связи с этим хочется для начала привести цитату из статьи Е.М. Дьяконовой "Вещь в поэзии трёхстищий (хайку)":

"Следует отметить "культурность" Хайку, ее вторичность по отношению к первичным образам - природа, мир, люди - хотя слова для их обозначения выбираются те же. Создается своего рода рефлексия на уже оформившуюся культурную среду, в частности, нередки, видимо, случаи, когда стихотворение-Хайку - не результат непосредственного восприятия картины природы, а поэтическое "воспоминание", до тонкостей воспроизводящее реальный мир.
Вместе с тем, вещи в Хайку должны быть сплавлены между собой: "Хайку - это не собрание двух-трех вещей, это - кованое золото", - так поучал Басё своего ученика Сядо. Кроме простоты Басё ценил цельность, стихотворение не должно распадаться на отдельные части. Хайку понимается Басё как пропетая поэтом единая фраза, произнесенная в момент наивысшего напряжения, вместе с тем стихи должны свободно изливаться. Момент постижения истины краток, он требует простоты, цельности, легкости, "незаменимых" слов."

Кованое золото, сплав, цельность, единая фраза, момент наивысшего напряжения. И при этом свобода лёгкости произнесения, певучесть фразы, вмещающей в себя целый мир в общем и в частности увиденного момента. Когда мы видим молнию, она поражает нас и притягивает. Вряд ли можно в этот момент смотреть в сторону. Всё происходит искромётно и одномоментно. Но после, через несколько секунд,  доносятся до нас раскаты грома, ошеломляющие своей внушительностью и величием. И только потом приходит долгожданное освежение и лёгкость, и кажется, как-будто уходит с этим всё ненужное и гнетущее. Недаром гроза способствует оживлению природы и, видимо, не только её, но и внутреннего состояния человека... Всего этого можно достичь и при написании хайку. Не забываем полярность двух частей, создающее напряжение в хайку, важность хорошо выстроенного ритма без фонетических стыков. И ещё... Давайте на этот раз, добиваясь певучести, обратим внимание на фонетические подходящие созвучия в словах и фразах. Какие у нас есть возможности?

1)Аллитерация - повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

Примеры из классической поэзии:

И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
                (Б.Пастернак)
И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то..
                (М.Светлов)

2)Ассонанс -  многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков.

Примеры:

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
        (Михаил Юрьевич Лермонтов)

И пример совместного применения ассонанса и аллитерации:

По небу голубому
Проехал грохот грома.
         (С. Я. Маршак)



Итак, задание для конкурса «КОВАНОЕ ЗОЛОТО ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)

2. Хайку будут оцениваться за ЦЕЛЬНОСТЬ И ЕДИНСТВО В СПЛАВЕ ОБРАЗОВ, ЛЁГКОСТЬ И ПЕВУЧЕСТЬ В ПРОИЗНОШЕНИИ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. Но при первичном прочтении прямые метафоры должны отсутствовать. Особое внимание будет уделено на отсутствие каких-нибудь рифм, даже внутренних.

Для настроения рекомендуемая тема "КАМЕННЫЙ РУЧЕЙ". Но не обязательно.

Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5", но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 17 ИЮНЯ или до 30 работ! После будет объявлено голосование!

Принято - 23 хайку.

Иллюстрация: И.И. Шишкин "Ручей в Гурзуфе"

Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.