Моцарт

Максим Андреевич Плющ
 
(биографические сведения из энциклопедии)

Трехлетним ребенком он начал играть,
Касаясь рукой клавесина,
Возлюбленный Богом, смог гением стать
И Муза в нем видела сына.

У клавиш органа, со скрипкой в руках
Решал он задачи на сцене,
А публика ждала с восторгом  в глазах,
Когда обернется к ней гений.

Семь лет от рожденья и новый успех -
Сам Вольфганг создал сочиненье,
С которого начал движение вверх,
Судьбу изменив за мгновенье.

Сонаты издали, Париж их узнал,
И он, Амадей, был их автор.
В столицах концерты, их мальчик давал
И с Неба глядел Пантократор.

Господь Вседержитель, над Моцартом – Бог,
А мальчик в Швейцарии с Анной.
И снова над залом витают восторг
И музыка струн фортепьянных.

Шедевр за шедевром и труд за столом -
Таланта и гения бремя.
Сонату прослушав, похвалят потом,
Но есть ли для отдыха время ?

La Finta semplice* – с двенадцати лет
Он стал созидателем опер.
И «Царь Митридат», ей последовав вслед,
Ворота для Моцарта отпер.

Фракассо, Джачинта, любовь навсегда,
Нинетта с сержантом под руку,
Но против любви злой барон, иногда
Сердито ругающий скуку.
 
К сестрице письмо, где Фракассо писал:
«Спаси мое счастье, Розина !
Кассандро, барон, мне сестру не отдал,
Он выбросил розы в корзину !».

Розина примчалась, чтоб  счастье спасти,
Баронов собой соблазнила
И Господу Богу шепнула: «Прости,
За то, что тебя не спросила…».

Клубок приключений и свадьба в конце,
Фракассо с Джачинтою в церкви,
Венчанье под музыку, блеск на кольце
И птица щебечет на ветви.

Златое колечко на палец одев,
Фракассо с Джачинтой уходит
И слышится ветра веселый напев
О том, как нас счастье находит.

Иным оказался сюжет о царе,
Понтийского царства владыке,
Где кровь из ранений струилась к земле
И слышались раненых крики.

Там серая пыль от копыт лошадей
Взметалась, весь мир затмевая,
И стрелы свистели, сбивая людей,
С их жизнью и смертью играя.

Влюблен Митридат и Аспазия с ним,
Он войско в поход отправляет
И двум сыновьям, чувством страха томим,
 Заботы о ней оставляет.

Аспазия любит Сифара, но тот
Был сыном царя Митридата,
Который отправился утром в поход,
Поверив в любовь ее свято.

Был ложным тот слух, что погиб Митридат,
Но слуху решили поверить.
Он вызвал измену, интриги, разлад
И отпер предательству двери.

Был юн композитор - четырнадцать лет -
Лишь месяца два – партитуре,
Но он – Амадей и билетов уж нет,
Близь кассы озябшие курят.

В Милане поставлен был «Царь Митридат»
И зрители хлопали в зале,
Когда Амадей, встрече с публикой рад,
Пред нею склонился в начале.

Там два сочиненья - «Асканий» и «Сон» -
Он создал вослед «Митридату»
И, «Луция Суллу» поставив потом,
Дал зрителям счастья отраду.

Империи римской правитель жесток,
Невесты лишенный сенатор
Из Рима им изгнан. Был тяжким как рок
Указ, что издал император.

В финале сам Луций себя оценил
И понял – жестокость в основе
Душевных страданий, что он сотворил.
Его поведенье не внове –

Диктаторов прежних подобны дела,
Жестокость – фундамент их власти,
Владея которой, схватив удила,
Метались на ложе от страсти.


Семнадцать годов с дня рожденья ушли.
Тринадцать симфоний, сонаты
И опер четыре в театрах прошли,
Две мессы звучали когда-то.

Сонаты с клавиром, для флейты концерт
И «Тамос», Египта властитель,
А гению Моцарта – двадцать лишь лет
И он своих вальсов хранитель.

В столе сочинений огромный набор,
Там вальсы лежат между опер.
Теснятся квартеты, чернеет запор
Что Моцарт, быть может, не отпер.

Приятелем Моцарта был интендант,
Создатель либретто по пьесе.
Той  моде на турков был Вольфганг не рад
И  жил он с Констанцией вместе.

Сераль, похищенье и Моцарт герой,
Для венцев нет оперы страстней,
Ее обожали и люди порой
Дрались за билеты со страстью.

На сцене Бельмонт и Констанция с ним,
Спаясь, бегут от Селима.
Паша с янычарами милостив к ним
И счастье их Богом хранимо.

Либретто да Понте – и в зале восторг
От музыки свадьбы на сцене,
Мир Вены творенье тогда не отторг,
Мир Праги был гению верен.

Лакей и насмешник в Сюзанну влюблен,
Она отвечала взаимно,
А паж Керубино, играя с огнем,
По сцене носился картинно.

Графиня все знает и графу позор,
А Фигаро смотрит с усмешкой,
Сюзанна смеется, дав графу отпор,
Премьера проходит успешно.

У Моцарта в Праге огромный успех,
К Сюзанне с графиней почтенье.
Влюбляются в оперу, в радость утех
И в женских глазах восхищенье.


Для дня коронации выдан заказ,
Лишь дней восемнадцать в запасе.
Твореньем о Тите талант его спас
И арии пели для власти.

Был зрителем главным король Леопольд,
Богемии новый властитель,
Он дал Амадею особую роль -
Того, кто для скрипок правитель.

Виттелия Титу расскажет всю суть
Про заговор Секста и драму,
И Тит всех простит и уйдет отдохнуть
Согласно высокому сану.


«Волшебная флейта» - последний сюжет
С царицею ночи бесстрастной.
Нет Моцарту  равных и главный завет -
Служить Музе музыки властной.


«Волшебною флейтой» он  вызвал восторг,
А «Реквием» сделал финалом.
Разряд похоронный прощанье отторг -
Был третьим без зрителей с залом.

Был «Реквием» начат, заказчик не знал,
Что Моцарт его не закончит,
И граф-плагиатор поздней осознал:
Заказ станет символом ночи.

Посланник от графа*, под вечер придя,
Был в черном как ножны с кинжалом.
Заказ передал и, за дверь уходя,
Сказал, что приехал недаром.

Заказ не закончен, но Моцарт ушел,
Зюсмайер собрал, что осталось.
Он сам сочиненье к финалу привел
И графу оно не досталось.

Лишь тридцать и пять в дополненье к тому -
Вся жизнь Амадея до смерти.
Возлюбленный Богом, был верен ему
В судьбы своей злой круговерти.

Он был музыкантом и автором стал,
Шестьсот двадцать шесть перед смертью…
Прожив тридцать шесть, от страданий устал
И Реквием сделал предсмертным*.

Всевышний Господь Амадея не спас,
Он, гений, скончался под полночь.
Тот миф об отраве расскажут не раз,
Чтоб в нем о Сальери напомнить.

****
Научные сведения о мифах, связанных с Моцартом.
Миф первый. Моцарт был уникумом, чудом; и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Однако  за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства.
Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами … Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров - оперы, симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.
Миф второй. Моцарт жил в нищете; современники не ценили его талант. В 1782-м опера Моцарта "Похищение из Сераля" имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество "вышло из моды", композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.
Миф третий*. Моцарт писал реквием на свою смерть. Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием - для себя. Так повествует легенда. Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. Спорны и причины смерти Моцарта. Болезнь его протекала очень быстро и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от "сильной лихорадки".
Миф четвертый.  О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали. Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты. Нет исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была, как ни странно, выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист.
        Полное имя Моцарта, данное ему при крещении-- Иоханнус Христосомус Вольфгангус Теофилус (Готтлиб) Моцарт. Греческое Теофилус перевели на латынь -- получился Амадей. А сам Моцарт предпочитал называться третьим именем.