Гл. 13. Мистерия идеологии музыки

Владимир Конюков
Гл. 13. Мистерия  идеологии  музыки.
Из цикла "Высоцкий, Хрущёв, Кеннеди".


     События 1963 года в США назвали – «Американская трагедия» - убит Президент страны Джон Кеннеди.
Демонстративно, средь бела дня, расстрелян с разных мест засады в городе Даллас.
Общественным мнением, частными лицами, журналистами, писателями, следствием, обвинялись все:
капитал, власть, враждующие партии, мафия, любовницы, прочие… не имеющие к покушению лица и организации…
Было странное «табу» НА: в расследовании упоминать, говорить, строить версии – виновата  она, «холодная» война, США – СССР и военно – политические блоки, НАТО – «Варшавский договор».
Виноваты инструменты идеологической войны с американской стороны:
- неформальные движения и основная американская субкультура, «хиппи»;
- американский скандальный сексуальный рок – н – ролл.
Многое ещё чего влияло на жизнь граждан с той и этой стороны океана, но «Американская трагедия» произошла в Америке…

     Прошло полвека… 
В 90 – х,  с распадом СССР, значит, завершением «холодной» войны,  официальных заявлений об окончании этой самой войны не было. И…  не будет.
Молва, обсуждения, предположения. И вот вопрос?
Что же всё – таки такое  ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ  оружие в «холодной» ХХ века?
Вопросы были, есть и будут.
У современного поколения подробный анализ  впереди из – за сомнений, а закончилась ли она вообще – то…?
А в 60-х, движение  «ХИППИ» было мощным, идеологическим оружием.  Неформальное движение с сектовым уклоном, в нём  НЕФОРМАЛЫ – ЛИДЕРЫ  или  ИДОЛЫ – КУМИРЫ.
Они  МУЗЫКОЙ  могли повести американских детей на баррикады «негритянской революции» конца 50-х и все 60-е годы.
МУЗЫКОЙ  могли убить! Непостижимо, невероятно. Не может быть!
МУЗЫКОЙ  влиять на политические решения…? За гранью понимания…

     В то же время, был «хиппи – стиль» и «хиппи» - мода.
Минимум одежды, обязательно старая, б/у. Застиранные майки, дырявые, протёртые джинсы. Длинные не чёсанные волосы, перетянутые верёвочкой.
Их печать, если хотела ругать, ругала, но это время 70-х. В  США, других странах, за образ жизни, обзывали грязнулями, не мытыми, вшивыми. Унижали сравнениями на грани не печатных выражений.
Главное в минимум одежды – «мода»,  ходить «голяком», вообще никакой одежды – «цветы природы», единение с ней, философское оправдание. По – современному, научному, нудисты.
Нудистов  преследовали, били, унижали жестоко, а они были. Проблемная часть общества, были обоснования и с научной точки зрения.
Больные, с позиций медицины – массовый эксгибиционизм, психическое заболевание, демонстрация половых органов. Нудизм, крайнее проявление… 
Однако, в «хиппи» не все были нудистами

     «Хипповали» и в СССР по – немногу, бросались в глаза причёски, «фенечки», поношенные старые  джинсы или новые (и не жалко) умело старили.
Зарубежные исследователи прямо называли их образ жизни, убогость существования – заложена в характере части общества. Отсутствие  СТРЕМЛЕНИЯ  К  БОГАТСТВУ -  болезнь (?).  Инертность, как преступление. Но и причины индивидуальности, неспособность и нежелание жить лучше.
Красиво одеваться, для этого надо зарабатывать деньги. Иметь машину, ударно работать. Свой дом, постоянно трудиться. Для всего этого нужно, как минимум, желание.
 
     «Хиппи» - образ жизни и «хиппи – музыка», «хипстеры».
В Америке периодически проводятся различные опросы. Последний  показал, «хипстеров» и «хиппи» на континенте не любят. «Задаваки», себе на уме.
Собственное мнение, доказать обратное не реально и не слушают. Как всегда в своём мире, общество не указ. Правда, не те взгляды, что полвека назад на одежду, нищими не хотят быть. Многое приобретённое временем…
В Америке на них косо смотрят, «отгородились», «играют и поют» своё. Сопутствующие атрибуты прежние, лозунги, призывы, тоже в ногу со временем. Остались наркотики, алкоголь, «свободная» любовь, мода и любимые вариации  своего рока. 
Как ни странно, остался девиз с тех времён «Залюбить» систему насмерть!», ну и чисто нудистское, демонстративно дефилировать нагишом.

     По истории конца 50-х и все 60-е, из «хиппового» рок – н – ролла  вышли  хорошие исполнители, идолы – кумиры, музыканты, известные группы и солисты.  Но подавляющее большинство подающих надежды на известность ребят пало на тернистом рокерном пути, в основном от передозировки наркотиков.

     1969г.  США, Вудсток, штат Нью – Йорк, состоялся  рок – фестиваль.
Собрал 500 тысяч молодёжи со всего мира, так пишут справочники. На самом деле, со всего мира было немного, несколько делегатов.
В основном организованно собралась, местная «хиппующая» любопытствующая молодёжь  и местные «хиппи». К «местным», по жаргону, относились кто и с американского континента.
К концу 60-х в стане субкультуры появились свои крайние «левые» и «правые» воинствующие группировки, откровенные секты, даже «хиппи» - партии.
500 тысяч, это большинство представителей от того или иного «братства», почти все, взрослого молодёжного возраста.
Чтобы фестиваль не превратился в обыкновенный балаган, на него не были организаторами допущены сотни тысяч малолеток и старшего подросткового возраста.
… Без скандалов не обошлось, наркотики – передозировка, алкоголь и прочее, разборки за влияние. Прочего было такое количество, что осталось в тайных архивах полиции.
Охрана мероприятия была на уровне армейской операции. Эшелонированная, вооружённая, готовая ко всем вспышкам агрессии военная группировка.
Ближние подступы прикрывала армия переодетых полицейских.
Общее число народу, по разным данным, было до миллиона, а то и больше.
    
     Годом раньше, не будем забывать, именно «хиппи» помогли спасти  КАПИТАЛИЗМ, если не спасли и «негритянская революция» резко пошла на спад.  Вот эти 500 тысяч, если бы,  объединились с 500 революционерами в «походе»  на Вашингтон…, невозможно представить, что бы было! Агрессивно- воинствующая толпа детей пёхом на столицу…!

     И вот, на те,  вам! 1969 год объявлен закатом  «ХИППИ». «Операция» закончилась с окончанием «негритянской революции» в США, с итоговым рок – фестивалем в Вудстоке!
Вопросы удивления,… стихия «хиппи» была управляема властью?
Искусственная субкультура, как и стиляги в СССР?
… Неформальные молодёжные движения нужны были на определённый период в ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ противостоянии  «холодной» войны Штатов против Союза. 
     Последствия, отголоски до сих пор, НАСЛЕДСТВО…, «хиппи»,  самое яркое проявление – нудисты. Немаловажно, секты, увести народ, молодёжь «лидерами», то в пещеры, то под землю, в землянки «в три наката». Время от времени организуются собрания, учения – проповеди,  ослабить влияние родителей. Создание того или иного   «БРАТСТВА». Белого, Чёрного, Цветного, Неземного… 
Минимум потребностей в гигиене, одежде. Медитации, моления - забрать дитё у отца, матери, подчинить себе и управлять ребёнком в  нужном  направлении.

     Тогда, к началу 70 – х, власти у себя, в основном, справились с агрессивной идеологией, на грани нарушения законов, попросту задавили преступность в  движении «хиппи».
… Несмотря на заслоны,  «хиппари» появились во всех частях света.
Контроль, преследование местной властью им был обеспечен во всех странах. Репортажи о революции в США широко освещались в мире, участники, задействованные силы, разные движения, группировки, брались на заметку спецслужбами своих стран. 

     На рок – фестивале – 69,  выступали  ИДОЛЫ – КУМИРЫ, которые появились вместо выбывших. Массовость американского рок – н – ролла давала беспрерывный конвейер исполнителей, незаурядных талантов, самородков музыки.
«ХИППИ» - идеология.
Образ жизни, уйти от жизненных проблем, от любой войны.
«Унести ноги» от призыва в армию, вдруг стать пацифистом, или прикинуться набожным, объявить, религия запрещает к оружию прикасаться.  Уйти от назидания родителей, избежать  воспитания общественностью. Ничего не делать, не работать.
… Им основное условие – не протестовать, в революции не участвовать.  Накачать себя дармовыми  психоделиками, в «коммуне» дадут пайку бесплатно, наркотиками – уйти в галлюцинации и ждать. Даже не заметить… Уйти в никуда. 
… Нет  протестующего – нет революции!  «НЕТ  ЧЕЛОВЕКА  -  НЕТ  ПРОБЛЕМ!» 
Фраза, кому только не приписывалась, кто только не претендовал на первоисточник, а она была известна в разной интерпретации со времён революционных бунтов, какого века и не сказать. И связана с революциями, с революционерами – одиночками.  Нет революционера – нет революции!  Нет революционера – нет проблем!

     … Середина 70-х.
«Бегство мистера Мак-Кинли» — двухсерийный художественный фильм режиссёра Михаила Швейцера, снятый в 1975 году.
Автор сценария, известный писатель  - Леонид Леонов (сценарий написан в…  1961-м году).
Фильм удостоился Государственной премии 1977 года.
В фильме снимались: Донатас Банионис, Борис Бабочкин, Ангелина Степанова (жена писателя Фадеева). Алла Демидова, Леонид Куравлёв, Владимир Высоцкий, Игорь Кваша, другие известные и малоизвестные на то время артисты.

    
     Из разных энциклопедий аннотации.
Фильм делался «из американской жизни», американской действительности. Возникла идея использовать применяемый в американских фильмах прием сквозных баллад.
Найти в СССР поэта, который мог справиться с такой задачей, казалось делом невозможным.
Возникла идея, Дин Рид,  его пригласить. Американский актёр, артист, виртуозно владеющий стилем на гитаре Элвиса Пресли, знающий тонкости американской жизни...
Пока мечтали, решили попробовать Высоцкого. Володя прочитал сценарий, через неделю заявил съёмочной группе «Ребята! А я написал уже баллады». Им были написаны семь песен. На «бис» спев «Мистерию хиппи», Высоцкий заявил: «Вот это я написал для себя, — я же буду играть вашего Билла Сиггера».
В фильм вошли только две песни Высоцкого.
 
Из Википедии в сокращении.
«Фильм снят в реалиях 70-х годов XX века. Легкомысленный учёный изобретает средство («коллоидный газ»), позволяющее человеку заснуть, проспать сто и больше лет и проснуться практически в том же физическом состоянии…, машина времени без возможности вернуться назад. Поскольку дело происходит в современную капиталистическую эпоху — коллоидный газ тут же был использован в коммерческих целях — Сэмом Боулдером (по аналогии с Голдуотером), создавшим систему сальваториев — укрытых глубоко под землей, отлично оборудованных хранилищ тел тех людей, что пожелали отправиться в будущее — спасаясь от неизлечимой сегодня болезни, от скуки, от угрозы ядерной войны…
В оригинале в произведении Л. Леонова, написанном в самом начале 60-х годов, люди спасались в сальваториях от ужасов войны и капиталистического строя.

Главный герой фильма (Мак-Кинли) — маленький человек, клерк в одном из рекламных бюро — очень любит детей  и мечтает завести кучу собственных детишек…
Завести детей ему мешает комплекс собственной неполноценности, ощущаемый героем как страх перед ядерной войной и мировой катастрофой. Мак-Кинли стремится убежать и от окружающего мира, и от самого себя (несмотря на наличие хорошенькой женщины рядом, давно строящей на него планы)…

… мечта в этой жизни — попасть в сальваторий и сбежать…

… находит лотерейный билет, который выигрывает требующуюся для покупки билета сумму. Мечта сбылась — Мак-Кинли отходит в безмятежный сон, чтобы проснуться 250 лет спустя.
… Лифт выносит Мак-Кинли на поверхность Земли — и вместо цветущего сада его ждёт выжженный бесконечными войнами мир.
Но это был только сон. Финал вполне оптимистичен — Мак-Кинли остался в своём времени…».

     Песня – баллада «Мистерия хиппи» Владимира Высоцкого не вошедшая в фильм.
Оценена высоко даже с идеологической точки зрения. Идеология «хиппи» - отрицание взрослых, родителей, власти. Власть нужна, когда она кормит.
Конфликт поколений? Нет.
Самовольный уход от дисциплины, контроля, это, как «самоволка» в армии.
Блудный сын обвиняет быт отца, матери, восхваляет призрачную свободу неуча, отрицание родительской опеки, сыновью любовь.
 
«Нет у мамы карапуза,
 Нет ни колледжа, ни вуза,
 Нету крошек у папуль»…

От имени «хиппаря» у Высоцкого,
… «Долой
 Ваши песни, ваши повести!
 … Все ваши сказки богомерзкие - долой!»

     Идеология отрицания «хиппи», страшная сектовая идеология, а советская молодёжь подражала…, но только в моде.
Фронтовики руководили страной в середине 70-х, поставили заслон заокеанской субкультуре. Не дали проникнуть основе – ОБРАЗ  ЖИЗНИ  «хиппарей».
Проникла  МОДА  «хипповая» в сленге, частично в одежде… В лозунге,
«Секс, наркотики, рок – н ролл!»
Наследие…, явление – НУДИЗМ, осталось на просторах развалившегося бывшего Союза…

«МИСТЕРИЯ  ХИППИ».
Баллада получила определение - гимн «хиппи»?
Имеет и другое название по самиздату, «Мы рвём – и не найти концов».

 «Мы рвем - и не найти концов.
 Не выдаст черт - не съест свинья.
 Мы - сыновья своих отцов,
 Но блудные мы сыновья.

 Приспичило и припекло!..
 Мы не вернемся - видит Бог -
 Ни государству под крыло,
 Ни под покров, ни на порог.

 Вранье -
 Ваше вечное усердие!
 Вранье -
 Безупречное житье!
 Гнилье -
 Ваше сердце и предсердие!
 Наследство - к черту!
 Все, что ваше - не мое!

 К черту сброшена обуза,
 Узы мы свели на нуль:
 Нет у мамы карапуза,
 Нет ни колледжа, ни вуза,
 Нету крошек у папуль.

 Довольно выпустили пуль -
 И кое-где и кое-кто
 Из наших дорогих папуль -
 На всю катушку, на все сто!

 Довольно тискали вы краль
 От января до января.
 Нам ваша скотская мораль
 От фонаря - до фонаря!

 Долой
 Ваши песни, ваши повести!
 Долой
 Ваш алтарь и аналой!
 Долой
 Угрызенья вашей совести!
 Все ваши сказки богомерзкие - долой!

 Выжимайте деньги в раже,
 Только стряпайте без нас
 Ваши купли и продажи.
 Нам - до рвоты ваши даже
 Умиленье и экстаз!

 Среди заросших пустырей
 Наш дом - без стен, без крыши - кров.
 Мы - как изгои средь людей,
 Пришельцы из других миров.

 Уж лучше где-нибудь ишачь,
 Чтоб потом с кровью пропотеть,-
 Чем вашим воздухом дышать,
 Богатством вашим богатеть.

 Плевать
 Нам на ваши суеверия!
 Кромсать
 Все, что ваше, проклинать!
 Как знать,
 Что нам взять взамен неверия?
 Но наши дети это точно будут знать!

 Прорицатели, гадалки
 Напророчили бедлам.
 Ну а мы уже на свалке -
 В колесо фортуны палки
 Ставим с горем пополам.

 Так идите к нам, Мак-Кинли,
 В наш разгневанный содом!
 Вы и сам - не блудный сын ли?
 Будет больше нас, Мак-Кинли...
 Нет? Мы сами к вам придем!».

Песня об американской действительности 60-х, фильм анонсировался «из американской жизни».
Движение «хиппи» в Штатах прекратило существование в… 1969 году, объявлено, записано в энциклопедиях. «Блудных» на европейский континент массово не пустили. Правительствами двух стран, СССР и США,  в 1972 году провозглашена разрядка напряжённости,… песня в фильме не состоялась.
Была очень популярной на магнитофонных кассетах.
Ушлыми мистификаторами биографии Высоцкого, текст оповещался – это он о наших советских детях, что они против своих родителей – фронтовиков и войной пойдут на них, на отцов и матерей, если что…. 

     События писателем Л.Леоновым отражены в иносказательной форме, Мак – Кинли стремится убежать от проблем, забыться и заснуть, удрать от войны, от общественного строя… 60-е годы, расцвет «хиппи» - «цветов жизни».
Содержание текста в балладе Высоцкого об идеологии американских «хиппарей»,
его личное отношение к явлению видно ёмкими фразами неприятия.
В его время молодёжь Союза увлекалась модой «блудных сыновей» - мнимой свободой в одежде, внешнем виде и  фотографии 70-х, где он знаменитую причёску носил под «хиппи» всем известна. Только отличие, видно даже на фото – мытые, гладкие, расчёсанные красивые волосы поэта и артиста. Но это была всего лишь  МОДА «от хиппи»!

     Моё время, моё поколение. Мы подражали, но только подражали. Модничали, как умели, как получалось, чему ни будь необычному. «Хиппи» было необычным…

Конец 13 главы.
Продолжение следует.