4. Змей-искуситель

Влад Бороздин
   Раннее утро. Солнца ещё нет, только на севере начинает белеть полоска неба. Мы с дедом идём рыбалить. Снасти, черви ещё вчера были припасены. Идём лесной тропинкой к речке. Дед молчит. А мне охота послушать, как он байки свои сказывает о миросотворении. Подначиваю его:
   - Деда, нам в воскресной школе при храме дали задание прочитать со вниманием первые две главы первой книги Моисеевой «Бытие». Одного я там, деда, не понял. В одной главе говорится, что мир сотворён по порядку, который нам и в школе преподают: одноклеточные, растения, насекомые, рыбы, птицы, и ещё всякие животные, а потом уже человек. А во второй главе – сначала Бог создал человека, а потом уже всех животных.
   - Э, внучок, задал ты мне задачку… Грамотеи и те ломают голову над этим. А я тебе по-простому объясню.
   Вот, к примеру, шорник решил хомут сделать. Так он для началу в своей голове всё обмозгует: какую дугу ему внутрь поместить, какую кожу взять, как дратву просмолить, чтобы крепко сшить, сколько войлока для хомутины взять, чтоб не тёрло коню выю. И только потом уже делает.
   Так и Боженька, сначала в своём Царстве создал человека, а потом все его вехи исторические до самой малой амёбы продумал. Так что и в первой главе истина и во второй тоже правда.
   Будь то онтология аль гносеология, а всё к одному сойдутся: невозможно без замысла такой мир обустроить, да такую мыслящую тварь создать как мы с тобой.
   Так бы и жил человек в Божьем царстве, если бы не одна заковыка, которая приключилась с первыми-то людьми в том Эдеме.
    - А, знаю, деда, знаю. Это когда Адам с Евой яблоко запретное съели по наущению змея.
   - Так-то оно так, но сам посуди, если Бог благ, то откуда среди всех змей тогда взяться змею, подбившему наших прародителей на проступок перед Богом?
   Это люди потом написали о змее-искусителе, чтобы хоть часть вины с себя снять за нарушение Божьего Устава. Вон, по Гомеру, даже боги Олимпа не гнушались бросать жребий, чтобы их виновными не считали, ежели что не так пойдёт.
   - Так почему же тогда они нарушили Божий наказ, деда?
   - А ты возьми хотя бы нашего котяру, во все углы не только нашего двора, но и соседние заглянет, а то на плетне устроится, да цельный день на улицу глядит, что там происходит. Такое вот у него природное, значит, любопытство – всё-то ему надо знать. Так и в человеке есть такая жажда знания. Благая она?
   - Благая, деда.
   - Но Боженька не зря оберегал людей от плодов этого дерева, потому как хотел, чтоб вкусили они плодов познания в своё время.
   - Деда, а в какое такое время?
   - Представь, внучок, что дитя, видя, как мать огонь в очаге зажигает, хочет также разжечь огонь в сеновале.  Интересно ему -  вон, как весело огонёк-то на дровишках пляшет. Дитя неразумное и сеновал спалит, а пожар-то и дом не пожалеет. Значит, рано ему ещё спички в руки брать.
   А вот, как старшие-то дадут ему понять, где огонь благо, а где беда, да что надо сделать, чтобы этой беды не случилось, тогда и флаг ему в руки.
   - Да, деда, видно, недаром говорят, что каждому овощу своё время.
   - Вот-вот, внучок, потому и Боженька велел первым-то людям плодов с древа познания не кушать. У Всевышнего-то задумка такая была, чтобы человек-то шажок за шажком шёл к осознанию своей силы да могущества, дабы зрелым разумом действовать, а не с панталыка.
   - А что, деда, значит, Боженька тоже чего-то не предусмотрел в человеке, коли тот поступил против его воли?
   -  Боженька-то всё предусмотрел. Но разве мог он лишить создание по образу своему и подобию возможности выбора?
   Он-то и сам выбор свой сделал: создавать мир или не создавать. Значит, и человек это право имеет. Только выбирать надо с верой в Слово Божье.
   - Это, как нонешней весной заядлого рыбака из города убеждали, чтобы не вступал на речной-то лёд, побурел тот, да рыхлым стал. Так ведь всё равно попёрся, едва вытащили его из полыньи.
   - Во-вот, внучок. Всё ведь хотел вроде для блага – и рыбки домой принести и ушицы наварить, и детишек накормить, а получилось, как сторонний человек говорил, «как всегда».
   - Верно, деда, где-то я читал, что благими намерениями дорога в ад вымощена.
   - А теперь ты, внучок, ответь мне на вопрос: мог ли Боженька в своём благом царстве допустить хоть малую трещинку сомнения в правоте замысла своего и Слова?
   - Конечно, деда, не мог. Я вчера не поверил тебе, когда комель с дороги к мельнице хотел сам оттащить, что он для меня неподъёмный, так чуть на ногу его не уронил. Хорошо, ты подоспел, подхватил, а то бы совсем беда мне была. Мы с тобой вдвоём его и то с трудом отодвинули.
   - Вот и Боженька весьма благолепно, без какого-либо наказания выслал Адама с Евой из своего сада Эдемского, как сказано в Писании, «чтобы возделывать землю, из которой взят».
   - Деда, а как это выслал?
   - А всё согласно его законам: сначала плазма, горячая, как похлёбка в чугунке из печи, затем всякие там частицы, атомы, пыль, газ, звёзды, планеты, галактики… В общем, миллиарды лет прошли, пока человек к жизни возродился.
   Говорят, что мы все состоим из атомов да частичек, которым более 13 миллиардов лет. А душа-то человеческая, выходит ещё старше…
   Вот и речка. А на речке много-то не поговоришь – рыбу распугаешь. Ладно, на обратном пути к деду пристану. Интересно больно, как всё это в мире устроено