Неделя7-я по Пасхе, св. отцов I Вселенского Собора

Галина Николаевна Николаева
       В это воскресенье Святая Церковь празднует память трехсот восемнадцати отцов Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.), осудившего арианскую ересь.

       «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне, и они сохранили слово Твое» (Ин.17,6).
      
       Эти слова святого Евангелия читаются в Неделю 7-ю по Пасхе на литургии, это слова молитвы Спасителя, которыми Он обращается к Богу Отцу.
       Вся 17-я глава Евангелия от Иоанна в богословии именуется «Первосвященнической молитвой», так как главным предметом молитвы Спасителя является предстоящая великая жертва Христова и ее великое значение для всего мира.
       Первосвященническое служение и связанная с ним Первосвященническая молитва выражают ту сторону жизни и дела Христа Спасителя, которая состоит в искуплении Им падшего человечества. Искуплении от греха через вольное самозаклание, через крестную жертву, приносимую Богу Отцу, в которой Господь Иисус Христос одновременно «Приносяй», Первосвященник, и «Приносимый», Агнец-жертва (Литургия Иоанна Златоустого, Молитва Великого входа).

       К первосвященническому служению относится и то, что связано с искуплением и является плодом жертвы примирения, то есть восстановления падшего образа в человеке, его обожение, поэтому Господь и молится о соблюдении и освящении учеников, то есть о прославлении их и всех, имеющих уверовать «по слову их» (Ин.17,20).
       Первосвященническая молитва — это и молитва о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. По этой причине Святая Церковь установила ее как евангельское чтение в день празднования святых отцов I Вселенского Собора, память которых мы сегодня совершаем.

       Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16,18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне.
       Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

       С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы.   
       Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия.
       Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени.
       Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.
       Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время.

        Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви.
       В 325 г император Константин Великий в городе Никее созвал I Вселенский Собор, на котором собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.
       Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

       Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия.
       Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».

       Ариане признавали Христа первым творением, высшим всех ангельских сил, они признавали Его воплощение, но только они отрицали Божество Того, Кто воплотился. И отцы Собора сумели распознать всю глубину зла в этой ереси. Если не Бог стал Человеком, если Сын Божий – не Бог по естеству, то человек не вернулся к Богу, он не оправдан и не спасен. И отстаивая свою веру, те, кого мы сейчас вспоминаем, преодолели препятствия, которые по человеческим рассуждениям казались непреодолимыми.

       Прежде всего, они бросили вызов духу времени. Жители Римской Империи были искушены в философии, и христианство было посеяно на не совсем доброй почве. Не так сложно было вчерашним язычникам отвергнуть ложных богов, вера в которых уже изжила себя. Им было трудно признать Три Лица в Едином Боге. Не в том был соблазн для них, что Бог Един, а в том, что Он Един в Трех, и Три в Одном.
       Арианство было логичнее: Бог Отец – Единый Бог, а Сын и Дух – сотворены Им и Сын назван Сыном по благодати, но не по природе. Среднему человеку было легче принять такую трактовку веры, и в этом была вся сила ереси.
       Выступая против Ария, защитники Православия выступали против сознания значительной части людей той эпохи.

       Ариане предложили свой текст Символа Веры, который содержал хулы на Христа, обычные арианские выражения, принижающие Его Божественную сущность и был отвергнут.
        После чего началась жесткая полемическая борьба за текст Символа. В какой-то момент она достигла такого накала, что святой Николай не вынес богохульства Ария и ударил его по щеке. Император Константин посчитал, что такое поведение на соборе недопустимо и повелел лишить святого отца омофора и заключить его в тюрьму. Неизвестно устоял ли Арий на ногах, но удар видимо был не слабый, его силы хватило, чтобы весть о нем дошла и до наших дней.
      
        Надо сказать, что поступок Николая был еще серьезен в том плане, что за подобное, да еще и в присутствии императора, вполне могли отрубить руку.
        Николай тут же был осужден Собором и разжалован. Неизвестно чем бы все закончилось, если бы Сам Господь Иисус с Богородицей не вмешались в это дело.
        Ряду участников Собора во сне было видение, в котором Иисус подавал Николаю Евангелие, а Богородица облачала Николая в Омофор. Наутро, придя в темницу к Николаю, его обнаружили с Евангелием в руках и облаченным в Омофор, чего после разжалования быть не могло. Стало понятно, что поступок Николая был угоден Богу и Николай был официально восстановлен в сане и выпущен из темницы.
      
       Это помогло в выработке Символа Веры, стала очевидна несостоятельность позиции ариан и стало очевидно каким должен быть Истинный Символ Веры, за который ратовали Отцы Церкви.
       Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута, и он был отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария.

       Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово “Единосущный”, которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение.
       В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа.
       После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины.
       Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).

       Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.
       Но и по сей день враги христианства (например, секта "Свидетелей Иеговы"), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

       Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов.
       Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа,
       Второй - остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

       Тропарь святым отцам Первого Вселенского Собора, глас 8:
       Препрославен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый и теми ко истенней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.

       Кондак, глас 8
       Апостол проповедание и отец догматы Церкве едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истины, исткану от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство.
               
                СИМВОЛ ВЕРЫ
       трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.

       Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.

                СИМВОЛ ВЕРЫ
                (употребляемый ныне в Православной Церкви)
              ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора,
                Константинопольского

       Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
       И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
       И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
       Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
       Исповедуем едино крещение во оставление грехов.
       Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

                МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ О БОГОПОЗНАНИИ

       Пока мы занимаемся предметами вне Бога, не можем вместить в себя познания о Боге. Ибо кто, заботясь о мирском и погрузившись в плотскую рассеянность, может внимать учению о Боге и иметь довольно тщательности столь важных умозрений? Бог для всех непостижим и не измерим, кроме тех, которые вкусили от Него же Самого приятое ими и сознают свою немощь.

       Бог истинно познается душою достойною и Ему угодною.

       Для того было пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь – Духа Своего. Господь пришел Ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама.
      (Преп. Макарий Египетский)

       Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых.
      (Прп. Ефрем Сирин)

       Не глядящий на солнце будет жить – ведь слепой живет, зная о солнце по слуху, а души, лишенные солнца Богопознания, мертвы, хотя бы и думалось им, что они живут.

       Как мать может дать простого хлеба ребенку, питающемуся молоком, но ребенок не может воспользоваться им, так и для Бога не было бы невозможно предложить высшую и сверхъестественную мудрость, но мы ею не можем воспользоваться.

       Добрая жизнь располагает к познанию Бога, а Богопознание служит охранением жизни.

       Нечистая жизнь препятствует познанию высоких истин, не позволяя разуму проявлять свою мыслительность.
       (Свт. Иоанн Златоуст)

       Ищущий познания о Боге должен будет стать вне удовольствий, богатства, славы, житейских забот, и, приведя в себе в бездействие страсти, воспринимать познание о Боге.

       Уразумевается Бог чрез слышание заповедей Его и чрез исполнение слышанного… Не ты познал Бога чрез праведность, но Бог познал тебя по благости.
       (Свт. Василий Великий)

       Нет ничего подобного сладости познания Божия.

       Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии.
       (Свт. Исаак Сирин)

       Кого (Бог) просвещает озарением, тем дает видеть то, что в Божественном свете: и просвещаемые видят то, по мере любви и хранения заповедей, и посвящаются в глубочайшие и сокровенные таинства.

       Блаженны те, которые еще здесь познали свет Господень, как Его Самого, потому что в будущей жизни они предстанут пред лицем Его с дерзновением.
       (Прп. Симеон Новый Богослов)

       СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА, МОЛИТЕ БОГА О НАС.



Источник:
http://ichalki-blagovest.ru/?p=3310
Никольский Благовестник № 7(57), 27 мая 2001 г.
http://www.hram-ostozhenka.ru/news/102